О неотвратимости предопределенного

Завести трех бассетов и назвать их Клото, Лахесис и Атропос. Или хотя бы переименовать Лизу в Ананке.
Мне говорили, что бассеты упрямы, говорили же. Но я, самоуверенная дура, думала, что интеллект и постоянство могут победить все. Не все, оказывается. Не зря у греков богинь судьбы была добрая дюжина, понимали люди, в какой мир попали.

Так-то интеллект и настойчивость (мои) дают определенные плоды. В свои неполные полгода Лиза знает десяток слов, не меньше. Первым словом стало "кушать", как это бассетам и положено. Магическое слово, просто магическое, им буквально можно творить чудеса с самой упрямой собакой. Собачьи печенья вообще торжество челоческого гения, знай держи всегда в карманах и не забывай выдавать за каждый подбег на призывание. Даже когда на прогулке в холмах она пошла по кабаньему следу, стоило только позвать, и вот уже летит, уши по ветру, лапы земли не касаются, улыбка как на хеллоуинской тыкве, в глазах восторг. Добрым словом и собачьим печеньем, как говорится, можно достичь высочайшего взаимопонимания.

Но! Но! эта, не знаю как сказать, собачья дочь полюбила кусать старенького доброго Гусика за лапки. Гусик больше ее в четыре раза и никогда в своей жизни не повышал голос, но теперь истерически кричит, когда она приникает к нему и начинает грызть его щиколотки и хвостик, смеясь, как не в себе. Ну, натурально, мы закрываем дверь в спальню, перекрываем доступ к этим садистским играм.
Так вот, природа бассета такова, что когда он не может получить желаемое, он расстраивается. А когда Лиза расстраивается, как оказалось, у нее расстраивается и желудок. На вход и на выход, что усугубляет.
Ну, я бы тоже расстроилась, если бы меня не пускали в родную спальню, но не настолько же.

Мой взлелеянный цветник на террасе, со всеми его клематисами (три сорта, между прочим), левкоями, розами и душистым горошком, все это изобилие и красота становится очень, очень грязным.

Собственно, вопрос - никто не знает, существуют ли для собак что-нибудь вроде защиты для регби? Может, хоть выкройка где есть? Оденем Гусика в кожанные щитки и пусть развлекаются, раз уж судьба так неотвратима.

Филологическое

Чем больше времени читаешь всяких платонов и плотинов, тем яснее проникаешь в дела большого мира и тем больше озадачивают мелкие флуктуации.
Вот и сейчас возник вопрос - лобзик и лобзать однокоренные слова или нет? Если нет, то почему, а если да, то что за слово было вначале?

"Такой человек ... из множественности станет единством"

К слову о том, в чем заключаются смысл, метод и задача сапознания.
В предельном случае говорится о такой настройке внутренней оптики, которая позволяет увидеть себя как единую сущность, а не как собрание многих впечатлений, воспоминаний и влияний, беспокойных от собственной противоречивости.

Кроме такого предельного случая не существует подлинного познания себя, однако следует принимать во внимание, что для достижения подобного приходится заниматься долгим самонаблюдением, вылавливая общее в множественности реакций. Не стоит совершать усилие по рационализации этого общего, - оно находится по ту сторону рационального и принадлежит к области чистейшей метафизики. Тут следует понимать метафизику в ее архаичном, платонико-аристотелевском значении поиска начал.

Наблюдая за движениями собственной души, - на самом деле, речь о наблюдении за своей психической жизнью, - можно уловить, хоть и на переферии зрения, след того единого, единообразного и не подверженного распаду, что и является уникальным образом нашей личности.
Отсюда пролегают два новых направления. Одно из них продолжает движение к себе, вглубь и внутрь и должно быть пройдено ради того, что усовершенстовать навык наблюдения за своим неизменным и подлинным образом. Другое позволяет выйти за собственные пределы и является уже чистой трансценденцией. Это последнее становится возможным благодаря тому, что в процессе самопознания можно не только увидеть себя, но и ... дальше неразборчиво... подобное притягивается к подобному, как обозначил этот процесс трансценденции Платон, говоря о восхождении отдельной человеческой души в направлении чего-то большего.

К слову сказать, было бы куда приятнее наблюдать за другими людьми, не обдирая свои чувства о жалящие воспоминания, но такой возможности у нас нет. Другими словами, для восхождения к метафизическим началам мира у нас нет иной колесницы, чем наблюдение за самим собой. По крайней мере, это так, если только мы не готовы поступиться опытом, данным в ощущениях и порождать понимание путем исключительно рассуждения; такой путь, предложенный Аристотелем, развитый схоластикой и продолженный позже многими достойными людьми, разумеется, имеет свое право на существование, но он настолько мне чужд, что мне совершенно нечего о нем сказать.

А вообще-то всего лишь хотела поделиться формулой, которую сейчас прочла в "Послезаконии" Платона, о преодолении человеком собственной множественности ради достижения единства с самим собой. Собственно, вынесено в заголовок. Правда же, мысль дивной красоты и точности?

Ну и совсем уж заметка на полях - исходя из того, что подобное единство есть полное блаженство, пусть и краткотечное, ничего удивительного, что те, кто идет по пути опыта (получая блаженство в анамнез) и те, кто идут по пути рассуждений (получая туда же что-то другое), друг друга не понимают. Не исключено, что большинство противоречий западной культуры (а другой у нас нет) связано с этим изначальным противоречием в способе восприятия себя в мире.

Кто был ничем, тот апроприирует все, что может

В толще народа существует представление, что мифология присуща любой культуре и любому этносу в начале его развития. А нет, оказывается, это не общее правило, - как пример приводят римлян, у которых мифология появляется поздно и в форме греческого заимствования. Мифология, в свою очередь, есть проявление поэтического восприятия, на которое у похитителей чужих коз и жен традиционно не нашлось ресурсов.

Можно додумать самостоятельно, что у них и поэзия развивается до неприличия поздно, опять же, под влиянием греческих поэтов. Что же, этот народ был лишен всякого поэтического слуха? Что же, их двигателем было одни только тщеславие и практицизм?
Ну, что римляне были сосредоточены на себе, не новость, но отсутствие у них природной музыкальности...хм. удивительно, да, хотя ведь лежит на виду.

И вот такие люди провели культурную апроприацию, и никто ни слова против, сплошные овации. Так подумать, можно и не огорчаться из-за нынешнего размывания западного канона, не в первый раз и не во второй. Что-то потеряют, что-то сохранят, где-то приумножат, все как всегда.

Равнозначны ли душа и сознание?

В философии Платона, как известно, душа является одним из центральных понятий. Не только у него и не только в античной философии, но меня сейчас озадачивает именно душа в платоновой философии, - вернее, одна сложность, которая возникает при комментировании его диалогов на испанском языке.

Испанская культура настолько подверглась влиянию церкви, что для испанца, не занимающегося философией, концепт души имеет отчетливый христианский оттенок. Это в свою очередь влечет сильные эмоциональные проекции, иногда весьма негативные, поскольку католичество здесь многими воспринимается как репрессивный институт.
Можно ли заменить концепт души в данном контексте на сознание? Все во мне противится этому, но логика говорит, что можно.
У души и сознания разные коннотации и разные культурные референции, более того, такая замена мне представляется надругательством над историей мысли.
В то же время душа, по Платону, ничем не отличается от сознания, как его сейчас понимает обыденная метафизика.
Оно, то есть сознание, точно также неуничтожимо, едино, обладает способностью к самосознанию и пониманию, связано с восприятием и интеллектом, а также своим присутствием отличает живое от неживого.

Возникает дурацкая дилемма, - чтобы донести платонизм до моих слушателей, мне нужно совершить подмену терминов. Одновременно это убивает традицию и искажает историю философии, - ну нет, на это я пойти не могу. Но тогда они воспримут все через свои застарелые фильтры...
Но вчера. Но по три. Что делать-то, люди добрые?

Звездное небо курильщика

В дайджесте ИП промелькнула мысль человека, который проходит модель зведного неба (на экране компьютера, надо полагать), и чем ближе приближается к центру Галактики, тем сильнее ощущает ничтожность человеческого существования и размеров человечества. Ну, как-то так, не дословно, а по смыслу.
Я, конечно, тут же вспомнила известное место у Платона, который говорит -опять же не дословно, но близко к тексту - примерно следующее: наблюдая за движением звездного неба, человек постигает гармоничное устройство Космоса и приближается к философии. Приблизиться к философии, уже не только по Платону, но и в целом по античной мысли, означает приблизиться к счастью.
В другом месте, кажется, в Государстве, Платон говорит о том, что правителям желательно наблюдать за звездным небом, чтобы проникнуться идеей созразмерности, красоты и величия. Тут надо представить себе ночное небо южных широт без подсветки по всему глобусу. Лучше даже посмотреть фотографию, чтобы понять, о чем была речь, совсем же не то, что видим мы.


Что бы сказал Платон, дай ему компьютерную модель неба и возможность перемещаться по нему? Ура, наверное, сказал бы. Мои догадки о бесконечной гармонии подтверждаются, сказал бы. Теперь не страшно жить и умирать, сказал бы он, - созерцая безупречное устройство мира, в которое включен и человек.

Похожее расхождение можно наблюдать и в рассуждениях о природе божественного, - на одном полюсе ощущают собственную малость при созерцании вечного, с другой, прямо напротив, такое созерцание приносит покой и веру в благополучие всего, включенного в орбиту величия. Как говорится у поздних неоплатоников и некоторых гностиков, человек, находясь в тварном мире, продолжает дело Бога по воплощению идей в бесконечном многообразии форм.

В ту же строку: гностицизм принято разделять на пессимистичный и оптимистичный его варианты. Пессимистичный гностицизм не любит материю с ее изменениями, "все меняется только к худшему", вещный мир это зло, а трансгендеры те, кто наслаждается жизнью, мировое это зло умножают. Позитивный гностицизм сохранен в так называемом герметическом корпусе, развивался Возрождением под слоганом "Величайшее чудо есть человек", - в особенности чудесно то, что именно человек наследует созидательные способности Демиурга, - и при опоре на неоплатоников.

Наконец, весь корпус платонической мысли проводит связь "звезное небо - абстрактная мысль - математика - порядок и гармония"; звенья этой цепочки можно дописывать и переставлять в любом порядке, сохраняя, однако, первенство наблюдения за звездами как источник вдохновения.

С чем связано такое разделение людей по лагерям пессимистичной астрономии и оптимистичной, точно сказать невозможно, однако это разделение весьма чувствительно и охватывает большие пространства мысли.

А вот какую красоту нашла у Макробия

- Любопытное определение государства по Цицерону в комментариях Макробия на его "Сон Сципиона":
собрания и объединения людей, связанные правом [iure], что называются государствами [civitates].

То есть разные системы прав связывают и определяют разные государства. Ок, это логично, берем.
И выводы здесь логичные - когда объединения людей нет, а право (законы) есть, то это не государство, а система принуждения.
Если же объединение есть, по языку там или по территории или еще так или эдак, а право, сиречь закон, не связывает входящих в него, то и это не государство, а не знаю что...дикое состояние?

Наконец, как определить феномен людей, не входящих в объединение и не связанных его законами, но формально приписанных к нему? По всему выходит, что к государству они отношения не имеют, это какие-то отдельные от него группы. Маргиналы? Властные структуры? Маргинализированная власть?

Какое четенькое определение и сколько полезненьких приложений к нашей жизни.
Главное следствие, впрочем, то же, что превалирует в последнее время среди всех следствий: чем дальше мы углубляемся в будущее, тем хуже выглядит недостаток знания. По себе чувствую каждый день, но то мои личные трудности, глядя же вокруг, вижу, какой морок наводит этот недостаток на всех. Не симптом ли это информационного общества?

Вот какие огурцы продаются нынче в магазине

Сегодня Мартин признался, что его дочь выращивает марихуану в квартире, ритуально следя за тем, чтобы всегда было ровно сто растений. Электричество при этом, конечно же, проведено мимо счетчика.
Выращивание марихуаны на продажу у нас такое же распространенное занятие, как в русских деревнях варка самогона.
По этому поводу вспомнилась дивная история:
В разгар карантина, в апреле прошлого года, один молодой человек из цыганского квартала Севильи решил взять свой красный спортивный БМВ (что еще может быть у юного цыгана, если он единственный сын своей мамы) и погонять по ночным улицам. На выезде из квартала его остановила полиция, и он, испугавшись и потеряв голову, сбил одного полицейского, протаранил их машину и стал уходить дворами. Полицейские, разумеется, бросились за ним.
Видя, что их машина догоняет, цыган - ну, скажем, Алонсо, - бросил свою приметную бээмвэшку в каком-то дворе и забежал в подъезд. Полиция не успела увидеть, в какой, поэтому вызвала подмогу и стала проверять весь дом.
Оказалось, что дом принадлежал влиятельному цыганскому клану и был отдан под разведение марихуаны, - каждая семья, что там жила, растила свои сколько-то растений, ну, скажем, двадцать.
Клан этого садоводческого товарищества с давних пор был в давней вражде с кланом Алонсо; отец Алонсо умер при непонятных обстоятельствах в тюрьме, мать Алонсо по имени Пачита (вульгарное уменьшительное от Франчески), известная своей скандальностью во всем квартале, утверждала, что в смерти мужа виновен именно тот, садоводческий, клан, так что пострадавшая сторона, потерявшая свои плантации, объявила, что Алонсо специально навел на них полицию и поклялась его убить.
Теперь Алонсо отказывается выходить из тюрьмы, а в квартале, - цитирую дословно последнюю фразу газетной статьи,- несмотря на карантин и патрули, по ночам звучат выстрелы.

Когда я по эмигрантской безработице работала в фирме "ясновидение по телефону", у меня была пара-тройка постоянных клиенток из цыганок, которые рассказывали про их цыганскую жизнь. И вот знаете, с одной стороны, там бесконечные страсти, подобные этой истории, а с другой во всем этом есть рутина и замкнутый круг; эмоции и инстинкты настолько преобладают над разумом, что ничего привлекательного в этой цыганщине и не остается. Хотя, конечно, очень зрелищно.

https://www.facebook.com/DancefloorGeneva/posts/3072889842945428/

Любовь веет, где хочет

Слушайте, какую мне историю рассказали, сплошной восторг.
У нас здесь появился человек, по имени Мартин, нанимается помогать в садах и по ремонту. Работает как зверь, но выглядит не на свои пятьдесят девять, а на все шестьдесят восемь. Как-то пришел к нас с семнадцатилетним сыном, работящий и милый мальчик, но говорит, как одесский биндюжник, - ну, как я себе представляю биндюжников. То есть никакого гламура в семье не присутствует, ни малейшего.

Тут выясняется, что у Мартина с женой семеро детей. Можно себе представить, как должна выглядеть жена разнорабочего с семью детьми, часть из них погодки? уж точно не ожидаешь от нее романтических отношений и любовных страстей, верно же?
Но не тут-то было. У жены новый муж, а Мартин живет с ними, в их новом доме.
Это какая же должна быть любовь, чтобы женщина с семью детьми, глубоко за сорок, оставила мужа и ушла к другому человеку. Да чтобы вообще на любовь нашлось время и желание! И как же другая сторона должна ее возжелать, чтобы жениться, несмотря на всех детей, купить ей дом и взять туда жить ее бывшего мужа.
Умом испанцы особо не блещут, но что-то такое этакое в жизни понимают.