miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

Выгода и неустойчивость проэллинской позиции

К спору о западничестве и собственном пути.
Прежде чем говорить о западной культуре, в ней надо выделить подсистему элладического генезиса. Обозначим западную метамодель как Σ, а сумму эллинского влияния как Э. Сигма складывается из разных множеств, - в качестве чернового наброска скажем, например, что варварское выделяется сочетанием смелости и безмыслия, кельтское - магическим пантеизмом, иудейское - особой эсхатологией, римское амбициозностью; классифицировать все подмножества и наблюдать их взаимовлияния в истории (а также в локальных историях) было бы достойной задачей, заранее завидую тем, кто предпримет такой труд.

Подмножество Э при этом находится в исключительном положении внутри всей Σ как некая скрепляющая сущность, или некая жизнеобеспечивающая субстанция.
То, что сам смысл западной культуры рождается в греческой архаике, необходимо иметь в виду при любых общих размышлениях о западном мире не столько следуя классическому определению, сколько из соображений специфического наследия западного мира.  Прежде всего  Э обеспечивает возможность рассуждения и создания концептов не выделенным стратам, а всем желающим - ну, почти всем, кроме крестьянства.
Таким образом, Σ в своей предельной интенции  есть сообщество мыслящих людей (заложено в формирующуюся культуру на генетическом уровне); более того, именно Э внутри Σ поддерживает идею человека как существа мыслящего, инструментального и социального, - не по факту, но как определяющий принцип человеческого достоинства. Всеобщность ценностей инструментальности (ergo, и непрерывного развития инструментария), городской социальности (не путать с общинностью, смысл греческой социальности не во взаимовыручке, а в гражданственности) и мышления (одновременно практического и абстрактного, ценность практически религиозного уровня)  отличают западный мир от всех других на протяжении всей истории, причем подъемы и спады внутри этой эллинской системы ценностей соответствуют подъемам и спадам локальных культур и в целом самой Σ.
  .

Чрезвычайно интересно, что эллинофилия (даже без активной эллинизации) правителей древнего мира обеспечивала процветание народов (здесь надо составлять таблицы и математически выводить закономерности, явление, при чтении источников заметное невооруженным глазом, может быть связано с какими-то другими линиями судьбы), как Возрождение подняло...ну, сами знаете, что оно там подняло.
Кажется (и это тоже надо просчитывать отдельно, пока что я делаю набросок мысли), что прозападные настроения всегда связаны с эллинофилией (ну, кроме денежных и властных интересов, без них в истории не бывает), при этом антизападные - с несоблюдением элладической линии и подменой её на римскую внутри Σ.

Неустойчивость линии Э. наблюдается не только в западном мире, но и в лимитрофах, а также дальних государствах, то припадающих к источнику, то осуждающих правителей и деятелей, притащивших народ к загрязненному обмелевшему водопою.
Выдвину гипотезу, что эффект прерывистости связан с пониманием достоинства в периоды подъема эллинизма. Личная доблесть, благородство и интерес к высшим абстракциям в эти периоды выходят на первый план, тирании и мракобесия меньше, ценность культуры выше, создается запас новых текстов, артефактов и идей на голодные годы, но потом начинается очередное нашествие варварства. Момент равновесия, в который культура является цитаделью, защищающей от варваров, никогда не длится долго. Рано или поздно достоинство эллинов делает их жертвой собственного прекраснодушия и двери раскрываются; эллинизация регулярно проседает под весом варварства, пытающегося овладеть цитаделью - со временем  Э вбирает в себя пришлых номадов из переднего ряда, потом опять недолгое равновесие, новая волна варваров и так далее.
Правда же, похоже на буддистское "квест продолжается, пока существует хоть одна страдающая душа"?

Subscribe

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…