miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Category:

Что мы пропускаем в Духе Времени

В последнем дайджесте И.-П. есть вот такая ссылка от hugan , в которой подпишусь под каждым словом. Имеет прямое отношение к моему предыдущему посту, не могла пройти мимо.

Я имел в виду несколько другое, чем постмодернизм. Безоценочность и нежелание осуждать - да. А насчет проблематизации - мне как раз кажется, что люди НАЧАЛИ проблематизировать/переосмыслять/критиковать. Собственно, безоценочность. как мне кажется, это не уход от проблематизации, а, наоборот, результат спообности/готовности к ней, готовности видеть проблему там, где раньше казалось "все просто", где действовал механизм классификации по признакам, наклейки неких общепринятых ярлыков.

Тем самым, это уже не постмодернизм. Мне кажется, постмодернизм был какой-то адаптационной мерой. Теперь же - не то, чтобы найдено некое новое решение, но адаптация совершилась, люди смирились, и готовы жить с теми проблемами, на которые раньше реагировали отрицанием, уходом в игры и иронию (может быть, не те же самые люди: в рамках индивидуальной судьбы смириться трудно, больно, депрессивно - но по мере смены поколений в культуре начинают преобладать отношения к миру, свободные от тенденции оценивать и негодовать - просто как от неконструктивной)

Это не то же самое. что постмодернистский сверхрелятивизм и отказ от личной этической оценки. Безоценочность, о которой я говорю, это отказ от тенденции судить то, относительно чего не делается никакого личного выбора, судить праздно, "осуждать", не вдаваясь в детали, отлица некоторой культурной нормы. Собственно, эта культурная норма и проблематизирована, поставлена под критику, заменяется индивидуальным решеним для каждого случая.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2083985.html?thread=118822801#t118822801

Сюда же идет тот вопрос, который И.-П. задавал не так давно, - как случилось, что в культуре вошло в моду описывать зло как нечто привлекательное, а положительных героев развенчивать, приписывая им негативные черты и мотивы. Протестная культура, а как же. Очередной отказ от нормативности.

Протестные движения в культуре феномен естественный, вся культура складывается из отрицания предыдущего этапа, ничего нового тут нет. Если понятие левых и правых групп вывести из политического поля и ввести в культурное, у нас получится простой удобный механизм описания перехода прогрессивного в бюргерское, традиционное в худшем, реакционном смысле (все жизнеспособное в этих левых движениях высвобождается и растет дальше, малозначительное же выливается в твердые формы и локальную эстетику и оседает в уходящей культуре, как отложения в реке). Так, феминизм, бывший столь свежим и прогрессивным, то есть левым, вектором, сейчас сместился до упора вправо и стал удавкой для всего нового и живого. Очень банальный пример, понятное дело, зато простой.

В России сейчас заметны два движения, потенциально меняющие будущее в сторону, которую трудно увидеть из привычной перспективы, не выходя из зоны комфорта;  которые идут вразрез с традицией большой культуры – культура фэндома и рэп (вполне возможно, есть и другие и я с ними всего лишь еще не сталкивалась). Дело обычное, можно вспомнить скандал с первой выставкой имрессионистов, Маяковского и обериутов, да мало ли что еще. Необычно в нынешних субкультурах то, что они идут снизу, иногда с самых нижних социальных этажей, наверху же нет, кажется, ничего нового и живого.

В мире не совсем так, это исключительно российская ситуация - есть очень маленькие гетто высокой культуры и огромная инициатива снизу, но нет ничего промежуточного (в большом мире промежуточным звеном стоит фантастика и мистическая проза/кино/аниме, в которых большая культура смыкается с низовой). Коммерческую имитацию не рассматриваем, в ней культуры меньше, чем в сапожной мастерской.
Итак, две большие открытые группы низовой культуры – фэндомы/слэш и рэп. Все может поменяться за пять лет, но сейчас имеем вот это. У этих субкультур есть все признаки влияния на формирующийся завтрашний социум -
- наличие харизматических, талантливых, активных и общепризнанных(внутри субкультуры) лидеров
- востребованы идеологически, а также эстетически и этически. Этика и эстетика сливаются в один контекст.
- открытость субкультуры и огромный размах аудитории, от младшего подросткового возраста до сорока лет и старше
- ясное представление всеми участниками идеологического высказывания, оформленного данной субкультурой. Лидеры и их фан-группы бдят и исправляют провисания, фактически формируя новую норму.

Вот эти формирующиеся нормы для нас, сторонних людей, вглядывающихся в наше завтра, представляют огромный интерес. Протестная культура краткосрочна, но конструктивна, она всегда несет в себе адогматизм и а-нормативность плюс нонконформизм, определющие этику и эстетику следующих двадцати, скажем, лет. Или больше, не возьмусь сказать, тут работает хаос-фактор.
Рэп занимается деконструкцией норм на низовом уровне, это не вопрос оценки, а безоценочный факт. Оценка с нашей стороны тут неприменима, поскольку нелигитимна. Во-первых, см. ссылку в начале, во-вторых, культурные нормировщики не обладают легитимностью там, где от них ничего не зависит. Интернет дает такую аудиторию и публику, что субкультура не нуждается в одобрении своего существования.

Отдельно интересно с протестными культурами то, что они несут в себе заряд огромной силы только на первом этапе. В следующем поколении уходит витальность, но первопроходцы вкладываются по полной. Классическая культура сейчас кажется неповторимой, так как с лучшими образцами не сравниться тем, кто приходит второй волной. Мы всегда имеем дело с новаторами, с первичным высказыванием, со свежей кровью, чьи наследники сдают позиции новым и новым варварским нашествиям с тем, чтобы все эти новые номады превращались, волна за волной, в следующий археологический слой, который из будущего назовут классикой.

В рэп-субкультуре, как и в фэндом/слэше, есть несколько неожиданных сильных моментов, которые нельзя недооценивать. Например, скорость восприятия и обработки информации. Слияние знака и символа, это вообще целая история, - а ведь сколько постструктуралистов жаловалось, что в современности не осталось символьного языка. Огромное внимание к слову-и-символу, к свертнутым формам информации; высочайшая способность и любовь к сворачиванию смыслов и последующей дешифровке этих пакетов.
Понимаете, насколько удивительно? То, что мы ждали от айтишников, пришло совершенно с другой стороны. И это я поверху беру то, что лежит на виду, - а сколько там еще алмазов пламенных в лабазах каменных.
Subscribe

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…