miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Category:

***

В комментариях, там, где пишу про эмпатию как понимание, задали хороший вопрос, выношу егго отдельно
видимо, понимание происходит на каком-то базовом уровне. на каком? это понимание, почему/исходя из чего человек действует? или понимание его чувств и эмоций? или понимание его целей и ценностей? и насколько оно глубоко?

На уровне воспитания и социальной нормы оно происходит. Уже сравнивали такие социальные навыки с гигиеной - сама по себе она ценностью не является, но в сознании так крепко увязана со здоровьем и эстетикой, что отполирована аж до автоматизма. Такой же безусловной ценностью, как здоровье, в психологии европейца закреплена ценность индивидуальности, а через неё, соответсвенно, достоинство, неприкосновенность, самоуважение...да! с самоуважением получается интересно. Ценность личности для каждого базируется на его признание ценности и суверенности чужого пространства, не на декларативном уровне, а в деле. Ну и дальше просто, контекст взаимного уважения либо поддерживается всеми, либо его просто нет...а все уже привыкли к чувству самоценности, конетекст поддерживается как базовая гигиена, на автомате.
И дальше, проведу ту же параллель - чистить зубы, скажем, входит в автоматические навыки. Если вдруг человек это не делает, то одно из двух - либо он болен, совсем сильно болен, какая жалость, либо входит в каую-то субкультуру. Насчет субкультур не совсем ясно, потому что есть свидетельства из первых рук, что бомжи покупают дорогую лечебную зубную пасту...ну, наверное, не все, но кто нет, тот, видно, болен... Так вот с взаимным уважением то же самое. Его базовой, фундаментальной репрезентацией является идея, что любое поведение можно понять и объяснить - а если нельзя, то это значит, что человек болен, но почти наверняка вылечится и снова  станет доступным для чтения. Шизофреник тоже понимается, в меру возможностей, но читать его неприятно, - вот если он создает значимое искусство. делает значимое высказывание, как это бывает, тогда он понимается через это отдельное высказывание, состояние же помутнения - ну что тут скажешь. Попытка понимания опирается на целый букет штампов и идиом, если не хочешь напрягаться и смотреть внутрь другого, пользуйся на здоровье тем, что уже содержит язык - а он содержит массу деталек, обеспечивающих понимание.

Акт понимания в европейском обществе становится  - уже стал - таким же ритуалом общения, как привычка здороваться. Каждый участвует в круговороте выдачи квоты доверия - по своей мерке и по своим способностям, но участвует.
В этом смысле эмигранты не пугают так, как это кажется со стороны. Мы-то изнутри знаем, что соблазну самоценности проивостоять невозможно, что рано или поздно все включаются в общий метаболизм. Что эмигранты из третьего мира проходят процесс адаптации к социуму как подростки, а знаете, как у нас называется пубертат, особенно затянувшийся? Возраст индюка, вот как. Шипит, бурчит, раздувается, кусается. Но это проходит.
Такие готовые детальки объяснения присутствуют в изобилии, это как социально-эмоциональный фаст-фуд для бедных. Те, кто обладает развитыми культурными навыками, составляют свою иконографию и свои описания, но цель та же - понять и описать чужое поведение с самого выгодного для наблюдаемого человека ракурса, с оправдывающего и сочувствующего, в крайнем случае, если уж совсем не за что зацепиться, чтобы похвалить...оказывается, так и не бывает, всегда можно найти что-то ценное, и вот поиск такого ценного становится нормой.

Есть сильное ощущение, что это специфически европейская практика. Дореволюционная аристократия, с которой можно еще было взаимодействовать в мое детство и немножко за границей, придерживались, к слову сказать, абсолютно такой же соцмальной нормы. Но это ладно, это ушло, а вот в Соединенных Штатах, насколько я понимаю, этой нормы нет и не было. Говорить плохо о какой-то социальной группе там не стыдно, осуждать человека, фи-фи-фи, вот это все...в третьем мире само собой, позиция защиты, понятно. По всему получается, что такая установка на доброжелательное прочтение другого - чисто европейская традиция. Так самое интересное знаете что? Что все вроде и на виду, а снаружи не очень и понимают. Как это - достоинство человека, говорят. Что, прямо каждого-каждого?
И ведь, начиная с Ренессанса, сколько об этом понаписано...У нас, кажется, только Стругацкие смотрели на мир через эту призму. Еще, наверное, святые старцы, но больше вроде и никто.


Subscribe

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…