miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Category:

О толерантности как механизме эволюции сознания

Возможно, самым значительным событием эволюции сознания современного человека (считая за современность пять тысяч лет письменной истории как минимум) стала не способность к наблюдению за собственным мышлением, а религиозная толерантность. Да, определенно так можно сказать и это не будет преувеличением, а всего лишь другим ракурсом взгляда.
Представляется, что религиозное чувство, также, как и мышление, стремление к справедливости и любовь, - да даже и юмор - каким-то образом имманентны человеку в его оформленном, нынешнем виде. Как и когда складывалось сознание, способное вмещать такое содержание, безумно интересно, но интерес этот скорее академический, - мы уже такие, какие есть.
Тот период, в котором человек находится последние пять тысяч лет (может, больше, здеь ни в чем нельзя быть уверенным), содержит свою эволюционную парадигму, и вот попытка понять её представляется задачей достойной. Осторожно скажу, что одна парадигма эволюции сознания уже отрабатывается вовсю, другая дает ростки и перешла в статус влиятельной и зметной относительно недавно.

Отрабатывается, конечно, самосознание. Пробуждение, в распространенных религиозно-философских терминах, во всех, кажется, традициях связывают со способностью наблюдать за собственным психическим, включая мышление, и воздействовать на него усилием воли. Собственно, весь массив философски-религиозных практик на первой стадии предполагает сосредоточиться на овладении своим психическим, в смысле его прояснения и управления им. Акцент человеческой сущности постепенно сползает с физического тела на проявленность ...ээээ...ну, скажем обобщенно, сознания, обретающего все больше воплощения. Воплощение здесь не очень ясное слово, заменим его на присутствие. Вот, если сказать, что все эти пресловутые пять тысяч лет берется эволюционная ступень самосознаюшего присутствия, -это более-менее отражает суть дела. Процесс, разумеется, медленный, прямо-таки буддистское "круг страданий не прервется, а перерождения не прекратятся, пока остается хоть одно страдающее существо". Ловко они выставили условия, нечего сказать. Ну да ладно, это общая топография местности.

На этом ландшафте религиозная толерантность занимает совершенно выдающееся место, и, возможно, у нас еще не было повода оценить его в полной степени. Конечно, речь не идет о религиозности в её обыденном, заниженом и бытовом смысле; как и толерантность не надо здесь читать как социальную практику взаимных уступок. Я говорю о такой толерантности, что влечет за собой онтологическую терпимость - из слова "религиозный" слово "онтология" следует неотвратимо, верно же? Там же рядом находится и космогония, но её можно кое-как совместить с онтологией, то есть приткнуть одно в другое. Но нам важно другое - а именно сам факт доверия к внечувственному опыту другого человека, это раз, и признание возможности разделить такой опыт, это два. Раз и два следуют из согласия с существованием многообразия религиозно-онтологических схем.
Внечувственный опыт - такой слабоопределяемый феномен, о котором надо непрерывно заново договариваться, чтобы предохранить его от вульгарного догматизма. Более того, безусловное доверие ему граничит с одной стороны с полной наивностью и инфантилизмом, с другой же - с шизофренией. Надо договариваться не только с другими о способах гворить о нем, но и с самим собой о том, как к нему относиться. В этом месте толерантность решает все, это единственный способ защиты от фанатизма, амбиций и невежества.
Попробую объяснить на примере. Предположим, моему сознанию присуще яркое и ясное ощущение света. Это может вырастать из особенностей нейрофизиологии мозга, или идти из детства, в котором солнце светило триста пятьдесят дней в году, или в ранней молодости попались упражнения по аутотренингу на основе световых визуализаций, не суть. Ващем-та могу с ходу назвать еще полдюжины причин, но ни в одной из них уверенности нет и быть не может, а единственное, что можно утерждать, так это "подобное притягивается к подобному". Ок, так или иначе, у меня есть предпосылки для понимания - на уровне ощущений, а это добавляет очень много к абстрактному пониманию - смысла и содержание световых религий. Плюс к этому, скажем, стоит блок на негативные воспоминания. Что чашку разбила, помню, что переживала из-за этого, помню, а самого переживания в памяти не пристутствует. Полное вытеснение негатива.
Можно представить, как сложно мне, с такой базой, понять религии, основанные на концепции греха. В первом подходе к коню воспринимаются как сплошное мракобесие и аутодеструкция.
(это иллюстрация и пример, не поймите буквально).
Для мыслящего человека нормально искать точки пересечения с чужими опытами, это входит в базовый этический набор. Тем более христианство понять необходимо, со всеми его ветвями и дерривациями, это же определяет весь облик современности, куда без него. Религиозная толерантность сама по себе понимания не обеспечивает, но превращаясь в норму, приводит нас к онтологической толерантности, через которую уже не так сложно понять, как устроено представление о мире католика или там методиста и какое там показывают кино.
И вот тут происходит фокус. Онтология - такой целостный субстрат сознания, что как только мы начинаем вглядываться и читать чужую онтологию, в ней все оказывается на своих местах, ничего противного и мерзкого. Более того, читая чужую онтологию, мы способны воспринимать её как реальность - а это знаете что означает? что при этом воспринимаем как реальность и свою онтологию со всем своим внечувственным опытом и конструкциями, на нем расположенными. Потому что, будем откровенны, можно провести большую часть жизни, сомневаясь в своей картине мира и стесняясь её нестандартных деталей. Ну, похваляться ими тоже незачем, кто захочет, спросит специально, а остальным оно не надо, но восприятие своего сознания как реальности (с которой, кстати, можно эксперементировать) не на уровне абстрактного предположения, а на уровне опыта, это огромный прогресс. Заметно связанный, замечу, с восприятием чужой онтологии и доверие этой чужой реальности.


Доверие к внечувственному опыту, отличному от твоего, это такая социальная практика, которая в перспективе может стать вровень с техническим прогрессом. Между тем, как технопрогрес облегчает тяготы физической жизни, а договороспособность нормализует жизнь общественную, толерантность, начинаясь с религиозной и продолжаясь онтологической, организует подключение ко всему опыту человечества.
Частично это отрабатывается и через искусство, но есть подозрение, что оно не подходит для молодой потребности соединять два внутренних мира напрямую, без обращения к цитатам и общим культурным кодам.
Акцент переносится от способности к высказыванию к харизме или хотя бы привлекательной форме социальности нового типа (то есть предусатривающей ниши для аутистов, фриков, мизантропов и тысячи различных субкультур) и всему прочему (включая хорошие манеры в их актуальной форме), - всему, что может привлечь людей, расположенных читать тебя, как книгу. Способность считывания чужого опыта становится важнее даже грамотности. Оно начинает конкурировать с традиционными культурными навыками и растет лавинообразно, превращая людей в носителей информации самого разного рода, а сообщества, расположенные к прямому обмену, трансформируются в гигантские библиотеки, в которых каждый человек - не только несколько хороших историй, но и прямой доступ к другим традициям, верованиям и преференциям, не говоря о способах жизни.

Это все к предыдущему посту, который совершнно зря прочелся некоторыми тут как манифест интеллектуального взаиомообмена. Я еще продолжу про возмещение затрат на мышление, оставайтесь на волне нашей радиостанции.
Tags: путь тамагочи, слабоумие и отвага, т-я сознания в условиях отсутствия души
Subscribe

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…