miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Category:

***

Набрался еще один пакет соображений по выходу из депрессии (вижу, какие из постов у меня больше всего перечитывают и чувствую себя обязанной продолжить тему - тем более, есть информация для размышлений), но пусть он еще помаринуется, а сейчас хочется рассказать вот что:

Читаю "Будденброков" Томаса Манна - с огромным удовольствием, надо сказать. Три поколения богатой купеческой семьи в Германии 19 века, тема сама по себе не то чтобы интересная, но Манн очень сильный писатель, из сильнейших. Кого пугают его обычные длинные фразы и периодическое занудство, не пугайтесь, в Будденброках ни того, ни другого.
Читаю, значит, себе, читаю, и понимаю потихоньку, что литература такой степени достоверности и выразительности есть лучший способ понимания истории и должна бы преподаваться в школах. Кроме шуток, - чувство истории и, соответственно, социальной жизни, разумно вводить в организм не только интеллигибельными конструкциями, но и тактильными. Правда, развитие способностей к воображаемо-тактильному считыванию требует особой подготовки и восприимчивости для логиков - зато у интуитов и эмоционалов оно встроено на уровне инстинкта, материал же все равно берется на три четверти из книг. Старые вещи и старые стены тоже хороший источник, слов нет, но литература все-таки надежней в смысле широты и подробностей.

Так вот, в Будденброках есть две линии, весьма небезынтересные одновременно и в историческом плане и через призму современности. С одной стороны, городской сенат - просто рот раскрываешь, как все правильно и хорошо было устроено полтора века назад, всего ведь ничего. Потом рот закрываешь и понимаешь, что неработоспособность современного городского управления выросла оттуда - из тех принципов доверия порядочным людям, делавшим систему под себя. Люди вместе с порядочностью ушли, а система осталась. Ну это ладно, не самое интересное. Вот корни феминизма и его смысл, как он считывается в романе - это да, мощно. При том что никакого феминизма там нет, но как же его не хватает.

Расскажу подробней, это интересно.
Есть красивая, живая, неглупая девочка. Девочка влюбляется в бедного студента, даже сообщает об этом отцу, но семья напоминает о долге и замуж она выходит за какого-то стремного типа - но правильного круга и социального статуса. Ожидается, что, расставаясь со студентом, девочка плачет и терзается, а брак ей будет ненавистен (тип-то точно неприятен!) - но нет, несколько часов поплакала и всё, начинает думать о фасоне свадебного платья и о том, какие занавеси повесит в гостинной нового дома. "Ты же мной гордишься, папа, я сделала так, как ты хотел?" - и сама счастлива и довольна собой.
Вот ведь жуть-то.
Муж разоряется и вообще оказывается никчемным в бизнесе - без малейшего колебания семья подает на развод. Для закрепления эффекта история повторяется, еще гротескней и опять без чувств, одно голое желание выйти замуж. Никакого понимания, как сделать замужество приятным, одна надежда на удачу. Опять несбывшиеся мечты,  негодность мужа к бизнесу,  развод. Наконец, дочь от первого брака выходит замуж (опять же, без любви, но с огромной радостью) и героиня воцаряется в её доме, занимаясь  хозяйством, как если бы замуж вышла она. Все счастливы и удовлетворены.
Героиня при этом весьма честолюбива и могла бы вести семейное дело лучше брата, - никому это, конечно же, и в голову не приходит.

Клянусь своей любимой чашкой, сколько бы не читала до сих пор о первой волне феминизма, сколько бы не соглашалась с их целями и требованиями, ни разу не была так благодарна тем первым феминисткам, как читая Будденброков. Надо самой прожить все это, а кто же в здравом уме согласится. К слову о том, сохранится ли привычка к чтению - одно дело гедонизм, удовольствие можно получать разными путями; историческое же и социальное чувство добывается из большой литературы, наверное, лучшим по качеству из возможного.
Subscribe

  • О толерантности как механизме эволюции сознания

    Возможно, самым значительным событием эволюции сознания современного человека (считая за современность пять тысяч лет письменной истории как минимум)…

  • Погребальные урны и прочие сепульки

    Зашли сегодня в комиссионку, ищу стеклянный стол и алхимический шкаф, в котором можно бы заодно летом хранить одеяла. Алекс, восторжено щебеча,…

  • Учиться, учиться и учиться

    ...если же говорить о том, в чем состоит обучение отношениям, то тут возможно три совершенно разных варианта. Один - традиционный, причем не важно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • О толерантности как механизме эволюции сознания

    Возможно, самым значительным событием эволюции сознания современного человека (считая за современность пять тысяч лет письменной истории как минимум)…

  • Погребальные урны и прочие сепульки

    Зашли сегодня в комиссионку, ищу стеклянный стол и алхимический шкаф, в котором можно бы заодно летом хранить одеяла. Алекс, восторжено щебеча,…

  • Учиться, учиться и учиться

    ...если же говорить о том, в чем состоит обучение отношениям, то тут возможно три совершенно разных варианта. Один - традиционный, причем не важно,…