miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

А теперь о присутствии света как тоже себе факторе

Камарадос, там интересные вопросы к предыдущему посту, так что сразу видно, насколько термины и сама концепция неоднозначны. Попробую проиллюстрировать то, как это вижу.

Представим себе как чистый случай вот что: при определенных условиях мозг визуализирует ослепительный чистый свет. Этого можно добиться медитацией, это происходит при тантрическом сексе (есть люди, которые и слова такого не знают, а свет в определенной ситуации видят), это дают некоторые растормаживающие наркотики (кажется, только кактусы, но не могу знать наверняка), это же происходит при определенном настрое в церкви или другом аналогичном месте; при очень сильных позитивных переживаниях, которые можно разделить на несколько групп. Целью всех практик, так или иначе восходящих к медитации, является не  визуализация сама по себе, но развития навыка  её спонтанного и устойчивого проявления. В предельном виде она должна стать  постоянным фоном существования.

Строго говоря, «визуализация» не совсем верное слово, поскольку подразумевает целенаправленное усилие и используется при обучении. На пути такого усилия есть несколько стандартных ошибок, которые тиражируются восторженными эээ…последователями, - возможно, потому, что даже при искажениях и упрощении процесса доза незамутненного счастья выше всех ожиданий.

В «Многообразии религиозного опыта» Джеймса описан симптом «мистического опыта» (кавычки важны) как ощущение восторга и божественного присутствия. У Якоба Бёме говорится о природе этого света пожалуй, лучше, чем в любой другой западной литературе, хотя у христианских авторов вообще много об этом написано – но на любителя. В арабской любовной поэзии и в индийской философии о том же самом говорится больше и, на мой вкус, убедительней.
Зороастризм вообще целиком основан на концепции света – и вот тут мы приходим к откровению местного (для нас) значения: способность видеть присутствие света за всеми проявлениями экзистенции никак не связана с образованием, пониманием, культурой etc, а связана с определенной деятельностью мозга.

Вы знаете, что я выросла в Баку и что та зона Азербайджана у зороастрийцев был особенной священной землей – так вот подтверждаю, что у самых уставших крестьян, у самых жирных и жадных торгашей, у самых ограниченных домохозяек понимание гармонии и универсальных законов там было выше, чем у абсолютного большинства моих интеллектуальных московских друзей (я сама, к сожалению, слишком рано уехала оттуда, сразу после школы). Нельзя с точностью сказать, что именно  так влияет и бодрит – преломление света в воздухе, еда, присутствие нефти в земле и её запах повсюду, бог знает, что еще может быть, но факт остается фактом.
Такой же эффект видела у выходцев из Буэнос-Айреса – абсолютно ясное, постоянно включенное сознание с некоторой надбавкой плюс, для которой мне трудно сходу подобрать подходящее слово. Есть еще несколько мест, о которых у меня имеются сходные подозрения, но там слишком мала выборка.

А теперь о важном.
Такая специфическая работа мозга дает полную уверенность в том, что все в мире связано универсальными законами и пребывает в гармонии. Более того, к этим законам у всех, включая людей малоинтеллектуальных, присутствует неотступный интерес такого уровня, который обычно демонстрируют ученые-естественники – некоторое априорное обожествление логики событий и привычка за этой логикой наблюдать. Плюс абсолютная уверенность в гармонии сущего и связанности всего со всем – вот же она, только руку протяни. Сколько бы жизнь не опровергала это ощущение, сколько бы безобразий они не видели и не творили сами, вера в единство мира (и бога, разумеется, если человек дает себе труд подумать в эту сторону) остается незыблимой – как же не верить собственным глазам? Вот же оно, я же его всегда вижу!

Если вернуться к идее единого бога – в её доавраамическом виде, не скованной еще догмами, но как естественное состояние сознания в присутствии света (говорю без всякой метафизики, понимая свет как яркое и чистое ощущение бытия, поднимающееся от земли и до неба над всей грязью и аморфностью первоматерии), - то отсюда рождается целый букет качеств сознания-понимания-этики, развиваемый с огромным трудом и препятствиями в западной культуре (и очень мало сформированный в России, где сознание регулярно падает в вязкое состояние и нужны специальные усилия, чтобы поддерживать его ясность).

Если отойти от идеального случая такого природного ясного и освещенного сознания, произрастающего самопроизвольно в некоторых географических локациях, то нетрудно видеть, что в любых странах и в любые эпохи есть люди, чей мозг (ладно, давайте расширим – нечто, лежащее на перекрестье души и нервной системы) показывает им такую же картину. Собственно, весь конгломерат культуры – искусства, науки, философия и религии – произрастает отсюда. Или не только отсюда, а еще, и даже больше, из того третьего случая, когда мозг (или психическое) осциллирует, то поднимая человека вверх, то роняя – некоторые (не все, только часть!) начинают прикладывать усилия для того, чтобы не падать. Фиксация состояния ясности сознания и подъема духа становится необходимостью и способом выжить, - собственно, этому маниакальному стремлению мы обязаны самим существованием культуры.
Снобизм и/или пафос у некоторой части из этой части порой зашкаливает, надо признать. Они, в общем-то, говорят о своей  работе по преодолению метафизической гравитации больше, чем все остальные, вместе взятые и намного, намного больше тех, для кого это состояние естественно, - чем портят всю малину и отталкивают людей от самой идеи.

Кроме того, неоднократно падая вниз из красоты к безобразию, они подразумевают, что остальные – собственно, практически все, кроме тех, кто разделяет их методы – так и живут в этом безобразии и гниют там заживо. Сколько раз я видела, что сама идея того, что множество людей живут в постоянном присутствии света, не совершая никаких для этого усилий, превращает этих чернорабочих метафизической стройки в диких бабуинов - до топанья ногами и криков ярости.

В этом месте надо опять взять иллюстрации к состоянию затемнения, или предельный случай, - я бы выбрала то, что у психологов называется «психологией алкоголика», хотя встречается не только у алкоголиков. Но что-то меня ломает писать про веру в темного бога. Не в Кали, не в Шиву или Элегбу, а в то темное начало, которое при определенной работе мозга (болезни? плохое самочувствие? неудачная внешность? несчастливое детство? тяжелые роды? повреждение, наконец, ткани мозга?) человек наблюдает как вживую. Конечно, у него получатся два бога, он же так и видит. Интересней всего было бы посмотреть, как изменяются убеждение человека при смене парадигмы, но это совсем отдельная история.



Subscribe

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…