miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

***

Навалилась внезапная жара, соседи включили андалузское радио для таксистов в саду так громко, что слышно и у нас – надо в очередной раз идти с ними разговаривать, такой ритуал начала лета; пес сопротивляется стрижке и купанию, кот целыми днями спит под кустом чубушника, но, приходя и просясь на ручки, всюду роняет шерсть; поспели мелкие сладкие груши и надо решить – то ли подниматься на крышу, чтобы собрать их и засахарить с бадьяном, то ли махнуть рукой на лишние телодвижения; цветы бледнеют и мельчают, как ни поливай. Жуки-носороги в этом году такие крупные, что когда цепляются за ветки, то ветки гнутся, как травинки.
В комментариях к двум предыдущим постам всплыл вопрос, сформулированный двумя людьми с разных сторон, но об одном и том же – ради чего именно говорить о глупости и новом варварстве, в которых мир тонет не в первый раз.
Есть в этой теме нечто ускользающее, нечто, что вводит нас в печаль и самообман, как если бы мы были свидетелями какого-то последнего Рагнарека, но надеялись, что все образуется и наши дети смогут вернуться в тот мир, который мы с сожалением выпустили из рук. Как если бы мы пережили некрупный апокалипсис, и не знали, то ли это лишь первое содрогание структуры мира, то ли новый процесс, в котором надо как-то устроиться, то ли вообще можно напрячься и жить, как ни в чем ни бывало.
Сказать правду, у меня тоже вызывает протест массовое оплакивание разрушаемых норм старой культуры – я меньше всего хотела бы, чтобы то, что я говорю о культурном номадизме и инвазии варварства было понято как плач или как социальная критика. Единственная польза от понимания этих процессов – приложение их к себе. Даже не к своим близким, не к детям, друзьям и родственникам – к себе и только к себе.
Что толку знать о Сократе и Будде, если формируют нас не они, а ежедневная реальность. Вот уж воистину карго-культ, повторяя «Сократ, Кант, Конфуций, Лев Толстой», ожидать, что эта мантра отгонит бесов варварства. Я провела за повторением имен и цитат слишком много времени, чтобы понять уже, что во время чумы надо мыть руки, а не зажигать свечи и преследовать иноверцев.
Старая культура из перспективы сегодняшней была волшебно комфортной для людей образованных. Руки оставались чистыми сами собой, - возможно, это обманчивое впечатление, но таково наше представление о потерянном рае. Правильная речь, высокие помыслы, понимающие друзья, спокойные обеды большой любящей семьей и стабильная психика, сохраняемые средой и обстоятельствами при минимуме душевных затрат. Вряд ли имеет смысл говорить о том, что все было не совсем так – реконструкция и эскапизм приобретает характер мании и идола. Это, однако, совсем не те формы, что защитят от варварства в то время, когда объяли нас воды до самой души и мы не можем идти дальше.
Между ошибкой мышления и ошибкой поведения содержится ошибка языка – или ошибка социальных ритуалов, как мне подсказывают из зала. Возможно – я только делаю такое предположение – решение можно найти в создании новых языковых образов. Повторяя из комментариев к предыдущему – язык как средство самогипноза хорошо известен и разработан между людьми с высокой культурой общения.
Тут возникает вот какая сложность и неожиданное коварство. Люди, умеющие общаться, не всегда имеют высокий IQ. И наоборот – варварский способ строить отношения расцвел ядовитыми цветами среди профессионалов и культурных, в традиционном понимании, людей. Вернуть в образование латынь и греческий, говорите? В самом деле?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments