miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Category:

В защиту конспирологии

Приезжала любимая подруга из Африки, рассказала, в числе прочего, историю, влекущую сложные конспирологические выводы. Как я по старой привычке к конспирологии отношусь несерьезно, во мне это произвело некоторый когнитивный диссонанс.
Вот делюсь, не мне же одной мучаться.

Кстати, фоточка - мы с подругиной дочкой. Угадайте, которая из двоих я



Девочка - прелесть, не упомню, когда видела настолько хорошо воспитанных детей. Еще и одаренная, из тех, кто идет в школу в пять лет, заканчивает её в пятнадцать, а после университета проходит долгие практики в разных странах, включая Китай и Канаду, не говоря о Франции, которая для образованных африканцев, кажется, дом родной. Предпочитает жить в родной Африке, хоть по работе и мотается по всему миру - вот историю из Мали сейчас и расскажу.


Насколько я понимаю, в Африке существует нечто вроде нашей дореволюционной интеллигенции, то есть европеизированных по образованию и стилю жизни, относительно обеспеченных людей, пытающихся улучшить условия бедных соотечественников. Разумеется, среди них много белых и детей от смешанных браков, точно так же, как и среди нашей старой интеллигенции была масса инородцев.
Похоже на то, что такое положение дел характерно для жесткой иерархии, заданной с одновременной размытостью границ вертикальных каст. Вообще иерархию и вертикальную (не путать с горизонтальной!!) кастовость полезно внимательно наблюдать и различать, насколько губительна для общества вторая, настолько функциональна первая - в момент переходных эпох, для застывшего времени касты вроде как неизбежны.
То есть в такой ситуации обязательно появляется один страт, вкладывающий много сил в помощь "бедным и обездоленным", а иерархичность тут будет обязательным условием сотрудничества. Беднота развитых стран, особенно городская, такую помощь принимает уже не очень хорошо, для них следующий шаг это малопривлекательные образование и обуржуазивание, пардон за некрасивое слово, а вот в момент перехода от феодальной эпохи к индустриальной профессионалы, то есть новый прогрессивный страт, все кажутся ангелами, несущими благую весть.
На этом вообще построена вся схема цивилизационного вектора; на доверии аграриев к профессионалам и взаимной симпатии между этими двумя классами. Симпатия переходит в эмпатию, все друг друга понимают и внутренние конфликты сведены до минимума.
Чиновники к профессионалам не относятся. Вот эта простая мысль очень искусно заблокирована в общей бионоосфере, назову это так для краткости.
Во-первых, чиновники были всегда, они не посланцы лучшего будущего. Во-вторых, их работа не предполагает ни симпатии, ни эмпатии, ни даже здравого смысла. Этот страт совсем не годится для улучшения жизни бедняков в чужой неизвестной стране. Социальное конструирование вообще нельзя деперсонализировать, фатальные выходят результаты.

Представьте себе африканскую деревню, конкретно малийскую.
Каждый день женшины собираются в специальном месте, где стоят каменные ступы, и дробят в них зерно на сегодняшнюю кашу. Кроме этого, у них полно другой работы - пойти в лесок и принести хворост на растопку, сходить несколько раз за водой, приготовить еду и поработать в своем огроде. Для которого отдельно надо принести воду и полить его. То, что деревенская африканка большую часть жизни беремена, при этом продолжает кормить грудью предыдущего ребенка и как-то приглядывать за остальными, даже не обсуждается - носить воду, мотыжить огород и толочь зерно все равно надо.
И вот, представьте, приезжает гуманитарный фонд и в ста селах строит мельницы. Не надо теперь сидеть на солнцепеке и два часа ежедневно растирать в муку маис и тапиоку. Дошла за пять минут до мельницы, смололи твой сегодняшний обед за одну минуту и забесплатно и пошла себе довольная домой.
Так вот нет же, глупые африканки продолжают сидеть на площади каменных ступ, а на мельницу не ходят. Оказывается, - эта площадка у них что-то вроде клуба, единственные два часа за день, когда они могут поболтать и расслабиться. А если воспользоваться мельницей, то в свободное время все равно придется делать другую работу, только уже не такую приятную.

Или вот история с туалетами. Малийские крестьяне негигиенично пользуются окружающим лесочком. Приехал гуманитарный фонд и у каждой хижины вырыл яму, укрепил стены бетоном, сверху кабинку, все, как полагается. Приезжают через какое-то время проверить, как дела, а туалеты - так и непользованные, конечно - засыпаны зерном. Нам, говорят крестьяне, очень удобно здесь его хранить, ни мыши, ни ёжики его не портят, от влажности тоже защищено, не портится теперь совсем, не надо его даже ворошить.
То есть туалет, конечно, вещь хорошая, но хранение зерна важнее, все верно.

Наконец, совсем удивительная история с колодцами.
Колодцев там всегда не хватает, и воду берут из бачажков. Далеко, грязно, в засуху еще дальше и еще грязнее, в целом, страшно неудобно, больная тема. Выкопать колодец сами крестьяне могут, но обустроить его - укрепить стенки, навести крышу, поднять бортики, чтобы животные оттуда не пили, - уже для них сложно. Нет ни инструментов, ни навыков - тут, кстати, еще одна пикантная деталь бедности - малийцам в воде недостает йода и еще чего-то, типа селенита, от чего, скажем так, логический интеллект развивается недостаточно. Судя по тому, что в Мали существовала древняя цивилизация с хорошими постройками, дорогами и кодексом, начинающимся словами "каждый человек имеет право на свободу", так было не всегда, но теперь вот так вот. Государственная агитация за отдельный прием недостающих веществ работает, но в деревнях нет электричества, соответственно, ни радио, ни телевидения, так что дети так и растут с неразвитым рацио, а конструктивные навыки по-прежнему отсутствуют.
И вот приезжает очередная бригада гуманитарной помощи для решения проблемы с водой.
Африканцы просят колодцы, они-то знают, что им надо.
Но чиновники где-то в белом мире подписали бумаги на артезианские скважины с колонками, поэтому колодцев не строят, а ставят колонки. Колонки же со временем ломаются, их надо хоть как-то чинить и обслуживать - а в деревнях этим заниматься некому, не говоря о том, что запчастей просто не существует. Ну и возвращаются к своим далеким бачажкам и воде с песком и тиной.

И ведь где-то сидят люди, которые все это придумывают, разрабатывают планы, получают дотации и зарплаты. Но не профессионалы, а чиновники.

Вообще-то я хотела рассказать другую историю про мельницы, электричество и африканскую интеллигенцию, историю отвратительную, но поучительную, с практически конспирологической моралью, но что выросло, то выросло.
Потом еще раз попробую.



Subscribe

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments