miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

О связи магического и гендерного

По отношению к магическому среди людей наблюдаются три совершенно раздельные группы:

- с живым магическим основанием (с развитым сознанием, неразвитым, вообще без сознания, сверхинтеллектуалы, материалисты, подставьте свой вариант)
- с аполлоническим, ясным сознанием, но совсем без устойчивого основания и без магии
- с бушующим перекрытым подсознанием, как бы от подтормаживающих до одержимых - сильное основание, способное переварить страхи и проч., желает установить свои порядки, сознательная часть заточена на другую культурную модель, котел под закрытой крышкой кипит и плюется горяим паром

Тут надо абстрагироваться от коннотаций, аполлоническое не всегда будет добрым, хтоническое не означает разрушений.
Фактически, я повторяю антитезу дионисийского-аполлонического начал, но без "или-или". Прямо напротив, утверждаю, что два состояния могут входить в резонанс внутри одного сознания, в конфликт или в подавление одного другим.

И вот из такой перспективы гендер предстает совершенно четко - "женское" означает свободный доступ к подсознанию, со всеми его магическими, - в культурном варианте артистическими - возможностями.
В цивилизованном мире подсознание нам представляется хаосом, но это мужской взгляд, вернее, мужская перспектива. В женском восприятии подсознания никакого нет, есть воды мирового океана, в который ведет колодец сознания, когда устремляешься по нему вниз. Вниз, вглубь, к центру всего.
Разумеется, такое же субъективное ощущение, как и возгонка сознания через мышление, через интеллект к идеально абстрактному, в мир эйдосов и выше.
И такое же субъективно-общественное допущение, как сознание, подсознание и его основание.

Те же три слоя мира неоплатоников, что и три мира в шаманической космогонии - но с развернутой топографией нижнего, а не только верхнего и срединного.
Во всем этом есть ловушка - мы можем описывать структуру мира, подсознания и восприятия как угодно строго, или через ясные аполлонические концепции, но они перестают работать, когда доходим до характерного, чисто женского, стихийного начала.
Воплощенная женственность - тот нестрашный еще, освещенный светом сознания, неглубокий магизм, ботичеллиевская Венус, плодородное побережье, готовность к восприятию, зачатию, порождению. Удержаться на одном месте сложно, там свои приливы, отливы - то тащит в глубину, то оставляет на берегу. В глубине хорошо, это уже другая сторона, там совсем нет чужих, ни одиночества, ни страха. Но на берегу много важного, так просто не оставишь. "Мир держится на молитвах старых и одиноких женщин" оттуда же, из такого представления об устройстве сознания.

С этой точки зрения все, что связано с глубинными процессами, - женское, все остальное - мужское. Переходить из одного состояния в другое, при хорошем разогреве, - всего лишь взгляд перевести, посмотрел в другую сторону, отпустил себя и уже там. Когда рассказываешь, сложно удержаться в глубине/на высоте, выпадаешь в срединный мир, само собой - "как же трудно оттуда перетащить что-то сюда."
Если же глубинное перекрыто, или вообще туда ходу нет, как у выраженных альфа-самцов, тогда совсем другая история. Тогда масса вариантов, масса сочетаний гендеров, кроме непосредственно женского и бигендерного, в котором в обе стороны свободный вход и выход.
Еще внегендрное, конечно, в зоне около самого центра, в которую можно попасть и спускаясь вглубь и поднимаясь вверх, но я еще не видела людей, которые там надолго задерживаются, тут сложно что-то говорить наверняка.

UPD И да, еще раз - "магическое" в строго архаичном, инструментальном смысле наблюдения за скрытой сущностью вещей, не вмешивание без спросу в их ход. "Миром нельзя вертеть ради развлечения, как ребенок погремушкой".

Tags: Ты что Петька вот же она!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments