miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

И еще о искажениях картины мира

Рассказали вчера о мистификации Головина на тему женщин-колдуний русского севера. Общими усилиями пришли к выводу, что в русской народной культуре женское ведьмовство распространено настолько, что практически входит в менталитет, на уровне инстинкта - у мужчин такого нет даже близко, отдельные исключения не считаются.
Начинали с рассуждений Лакана о женской природе и его интерпретаций Фрейда. Получается такая интересная картинка - во французской культуре женщина представляется существом всемогущим, а если кто-то не таков, то это её личная проблема и нежелание. Мужчина - хоть тот же Лакан, каким бы он умным не был - находится под несмываемым впечатлением такого культурного клише, если он, мужчина, хочет быть свободен, то должен не столько избегать женщину, сколько сопротивляться её могуществу и установить своё над ней господство.
В русской культуре свобода мужчины от женского колдовства достигнется только физическим удалением от его источника, эмоциональным дистанцированием, унижением, моральным изничтожение - или так, или служи ему с радостью, прими покровительство и наслаждайся. Лиши женщину её дозы счастья, и она не сможет колдовать, потеряет свою силу...немножко сложнее, на самом деле, но не буду сейчас уточнять.
Фрейд, в свою очередь, транслирует австрийскую буржуазную культуру, внутри которой женщина сама стремится к равновесию, в чем врач, мужчина, психолог снисходительно ей помогает, кастрируя природную дикость и культивируя взамен утонченность и элегантность.
Представить, как Лакан интерпретирует Фрейда и как эта интерпретация читается русским читателем, и вздрогнуть. Сколько искажений мысли культурным основанием каждого интерпретатора, призмой его онтологии и социальности по дороге из одной головы в другую, потом в третью и двадцать пятую. Эрго, работа с текстами происходит не во время их чтения, а во время наложения попутных, смазанных, неточных оттисков памяти интерпретаторов на характеры и эпохи.


Это не совсем о М-Ж, это в продолжение о розенкрейцерах, научном подходе, истории мысли, тайных орденах. Сплошная деза на пути исследований; время, место, национальный колорит формируют протвоположные идеи, переворачивают понимание традиций, смыслы... Фуко хорошо придумал сархеологией истории, теперь в неё надо ввести раздел этнической археологии, а лучше сказать - перевести историческую реконструкцию из разряда игры в норму исследований.

Гуманитарные науки не могут существовать как чистые моно-предметы - социология, политология, антропо-, психо- и прочие -логии требуют не только смешения, но и ясновидения художника. Меньше академизма, больше ... вот чего больше, затрудняюсь сказать.
Во всех случаях, огромная работа предстоит.

Tags: т-я сознания в условиях отсутствия души
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments