miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Category:

Архетипическая схема гендерного взаимодействия

А давайте, действительно, посмотрим на общую схему, как мне предлагали не так давно. Возможно, тогда будет легче разделить ролевые инверсии (прекрасно работаюшие внутри схемы), дурно понятые феминизм и феминократию (неработающие и нефункциональные за пределами небольших групп) и социально обусловленные ролевые фиксации (работающие при одних условиях и дестабилизирующие вовлеченных людей при других).

Придумывать, безусловно, ничего не надо, но изучать обязательно. В старых традициях расхождений нет, - оставим допуск для исключений. Авраамические религии эту тему вообше не трогают, но каббала и христианская алхимия её понимают в том же русле, что тантра, даосы и архаическая философия (в том числе китайская, или даже в первую очерель китайская; от средиземноморских и индуистских магических культов богини-матери переход к сугубо патриархальным формам был слишком быстрым при смене коренного населения пришельцами-воинами. Философия еще не успела сложиться, дикая архаика слишком зависит от внешнего мира, человек еще не самоотождествлен толком, схемы еще слишком грубы и биологичны)

Изложу европейскую алхимичесую схему, адаптированную и почищенную от трудночитаемых метафор и символов. Лакуны я совершенно спокойно заполняю заимствованиями из тантры и даосизма, хотя некоторые методические расхождения имеют место.
Словом, музыка народная, слова мои, кому очень надо, передумает своим текстом, не суть. Важно, чтобы общий мотив сохранялся, адаптируясь под современность, а вот куплеты классической эпохи и прочих, не столь отдаленных и поэтому нами не забытых, вреда приносят больше, чем всего остального.

Описание двухтактное - сначала опишем оба элемента, а потом уже взаимодействие, в свою очередь, бывающее двух- и трехтактным.

Итак, рассматриваем архетипическое мужское и архетипическое женское, как они предеставлены в классических традициях. Или нет, еще лучше, - возьмем современный перефраз о мужском как центробежном (расходящееся) и женском как центростемительном (сходящееся). С алхимической парой огонь-воздух в первом случае и вода-земля во втором гармонирует до деталей.
(Что интересно, китайская алхимия здесь в точности повторяет ближневосточную, откуда вышла и европейская. Впрочем, это и понятно, схема в грубом приближении такова:греки от египтян, египтяне от Вавилона и Ура, Вавилон рука об руку с зороастрийской традицией, - она же, чисто географически, восточным краем дошла и до Китая, Великая Степь была одна на всех. Такое себе море ноосферы, плещущее от края и до края, размывающее то, что может быть размыто и обкатывающее до гладкости самое твердое и неистребимое.
Сохранение же символов без изменений сквозь столько тысячелетий свидетельствует о глубокой их архетипичности, а проще говоря, адекватности)

Ну и вот, о чем это мы? Все о том же, да.
Центробежное-расходящееся-мужское- раздвижение границ-экспансия-новые территории, физические или виртуальные. Весь букет традиционно мужского идеала следует отсюда, вместе с военно-рыцарским, учено-монашеским, авантюрно-приключенческим, оплодотворяющим и движущимся, опять же - не обязательно в пространстве, территория мышления и познания имеет свою весомую часть в этом завоевании и преображении мира под себя.
Архетипический идеал, не реальная фигура.

Центростремительное-сходящееся-женское-обустраивание пространства-сохранение и прирост...и...и? и тут мы видим несоответствие. В современном сознании нет достаточно симметричного ответа на противоположную гендерную роль. Идеал кирхе-киндер-кюхле совершенно из другого набора, не архетипического, а сугубо локального.
То есть масса всего просто потерялось по дороге. Начиная, разумеется, с пары жизнь-смерть, традиционно находившихся под женским патронажем.
Все эти красивые роли норн, муз, мойр, богинь, танцующих с лотосом или со змеями в общественном бессознательном не присутствуют. Их очень любят прописывать и приписывать женской роли, но все это персональные фантазмы, любой бэтман - персонаж более живой и определенный.
А что тут странного, они - такие вот поэтизированные в конце девятнадцатого века образы - и не были определяющими, архетипическими и фундаментальными. К старым возвращаться вроде бы стремно, а новых не придумали.
Я, конечно, за то, чтобы вернуться к старым и спокойно себе их пользовать, но вряд ли все так и будет. Тем более, что мужские роли прекрасно осваиваются реальными женшинами с их подвижными гендерными границами и доставляют массу лузлов.

Теперь представим, сколько из потерянного невостановимо в большом масштабе и дружно вздрогнем.
Сначала, впрочем, посмотрим на схему идеального гендерного взаимодействия. Не сегодня уже, морген, морген.
Subscribe

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments