miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Category:

Средневековый христианин как мономаньяк

...вот буквально такое впечатление сложилось подъезжая к станции читая Жнецов.
(я, кстати, не знаю, насколько "мономаньяк" легитимно и не замыленно, за последние десять дней   видела его много раз, а до тех пор вообще не. Но очень подходит).

Это наверняка не всем интересно, так что читайте и мучайтесь. Ну или не читайте и на мучайтесь, полное самообслуживание.

Тут знаете что бросается в глаза, говоря о контексте религиозного чувства высокого средневековья? Скудость развлечений и никакой, никакущей просто пищи для души и ума, кроме религии. Интуитивно это как бы понятно, в историко-философской литературе тоже описано неоднократно, но я совсем не верю в интуицию, не подкрепленную опытом.
Здесь чуть в сторону, здесь уместным будет такое вот рассуждение: соответствующая литература нам как бы доступна и как бы нет. Если гуглить французскую литературу 12 века, ее оказывается в изобилии, но вся она, как фрески того времени, условно-схематична на взгляд непрофессионала. Р.Л. реставрирует эту пожухлость и схематичность, смещает фокусы внимания, так или этак; создается впечатление, что душой он пребывает там, а разумом здесь. Насколько я понимаю, писателю легко послать свое воображение вдаль, но сложно при этом удержать разум на месте; душа же вообще витает где хощет, вообразив о себе невесть что.
Никто же не решит, что я говорю о астральных выходах и прочей теософии, нет? На всякий случай заверяю, что не говорю.

Ну, собственно, и вот. То, что написано (и скомпилировано частично) внятно, написано (и скомпилированно) современником, делает текст доступным и местами легким (не всеми, но по большей части), а верибильность и эффект присутствия остаются - или, наоборот, возникают. Возможно, что верибильности текст обязан инкрустациям из аутентичных текстов; редко какую фразу я узнала в лицо, но не больно-то и хотелось. Эффект присутствия - уже респект Р.Л., ну и хватит его баловать.
Может, кто еще напишет лучше и достоверней, может, у нас вообще появятся дюжины дюжин таких романов и можно будет в них привередничать, но пока что Жнецы самое то, чтобы реконструировать картину мира, вернее, ту соредоточенность на высоком, о которой-то и речь.

Вот теперь о мономаньяках.  Собственно, в 12 в. французская литература стала развиваться в сторону светского романа, но это нам не важно, зато появившиеся как раз трубадуры со своей любовной лирикой как раз составили конуренцию литературе религиозной. То есть, что значит конкуренцию - могу себе представить, как старую школу плющило от новой, - также, как нас всех какое-то время назад от комиксов и палп фикшена. Мы вроде как переболели, всё расселось по своим местам, но это у нас процессы ускорились, - в раннем средневековье шло медленнее, ненависть Р. (не Р.Л.! протагонист Жнецов - Р., не забываем различать) к трубадурам гложет его  основательно....вообще, что в Жнецах хорошо с литературной точки зрения, так это психологизм. Очень достоверно, очень.
Ну, ревность священика к трубадуру интуитивно, опять же, понятна, дневники дают фактуру, вот что хорошо.
Народная радость по поводу службы в соборе тоже вполне фактурна,   монотонность будней, в которой посещение церкви - главное событие; это как киномеханик приехал в отдаленное село, или Лев Лещенко поет перед рабочими БАМа, или еще что-то в этом духе - не по смыслу, а по эмоциональной насыщенности. Этого штриха мне  не хватало, очень он пришелся к месту.

Но это все мелочи. Внутренняя жизнь Р. и сосредоточенность на религии, вот что настоящее откровение.
Ничего, если я не буду дописывать? Завтра-послезавтра допишу. Интересно тут безумно, хочется на свежую голову уже.

(И да, как отличить мономаньячество от фанатизма  и где между ними разделитель, тоже тот еще вопросик. Особенно по отношению к самому себе.)







И, кстати, вот! "В порту Амстердама" Жака Бреля, очень рекомендую. Как представлю, что в это же время Фуко как раз издал "Историю безумия", а Гадамер "Истину и метод", то аж пинжак заворачиватся (тм). Было же времечко, - сейчас, конечно, тоже не скучно, но у Бреля как-то больше страсти и огня. В Жнецах, между тем, страсти и огня тоже хоть отбавляй, с чем нас всех и поздравляю, подустала я что-то от литературной импотенции с оглядкой.



P.S. Посмотрите в конце, какая буржуазная публика. Особенно по контрасту. Ну то есть нормальные такие французы начала шестидесятых, наверное, но вот она, историческая смена кадра.

P.S. Кому интересно, текст на русском, например, здесь http://www.france-chanson.com/?p=42 - поэзия там тоже о-ло-ло,  тоже смена кадра.
Subscribe

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments