miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

Гермиона сильно изменилась за лето

То ли мне не хватает ума, то ли тема оказалась сложнее, чем я думала, то ли оба два, хотя первое больше, чем второе.
В подготовке лекций по истории масонства буквально впечаталась в стену лбом. Невозможно говорить о нашей истории, не прерываясь на каждом абзаце, чтобы пройтись наждачкой по ложным мифологемам.
Сначала написала в благородном университетском стиле, с той мягкостью и размеренностью, которая так хорошо выглядит в русском языке. Перечитала, перевела в голове на испанский - не работает. Переписала попроще, получилось нудно.
В общем, устала я с этой главой, а уж сколько нервов она мне вымотала. Я же думала, что стоит только назвать расхождение между Конституциями и современной легендой, как дальше само покатится. У меня вообще были совсем другие планы, а потом вижу, - надо подробно разбирать архитектурные стили; а до этого главу о геометрии. Хотя бы назвать аксиомы Эвклида и античную парадигму. Так и этого оказалось недостаточно, надо объяснить, зачем нам в масонстве знать геометрию; тут вспоминаю, сколько раз при мне уже изливали яд в сторону Платона и академического знания в целом; тут приходится вводить понятие канона, - и действительно, что за традиция без канона?
Наконец я понимаю, что средний испанец не сможет долго удерживать внимание на мысли столь необычной, как необходимость интимного знакомства с золотым фондом культуры, - это для нас, северных варваров, необходимость, для расслабленного же южного ума не более чем прихоть, - так что приходится давать много разнородных деталей, встраивая между ними идею канона. Для разговорного жанра, наверное, будет неплохо, но на русском и на письме выглядит бедненько.

Короче говоря. Вывешу его уже, чтобы спокойно писать дальше. Все равно здесь его читают два с половиной человека, но ничего, будущие поколения оценят. Или не оценят, но попробовать-то надо, сохранить, что можно.

Итак, первый шаг исследований показал категорическое расхождение между двумя вариантами происхождения масонства. С одной стороны, мы видим, что Конституции объявили программу возрождения архитектуры Древних, с другой же мы располагаем позднейшей легендой готических корней масонства.

Если сформулировать проще и понятней, здесь мы сталкиваемся с противостоянием культа возрожденческой архитектуры и подменой изначального проекта на продолжение архитектуры готической. Для того, кто задаются целью сравнить эти два стиля, открывается бездна, и мы непременно проведем это сравнения через одну главу. Сейчас отметим только системообразуюший аспект архитектуры. Иными словами, различия между стилями отражают различия в принципиальных для масонства вещах, а именно в отношении к геометрии, к знанию, к человеку и к этике.

Традиционный контраргумент, который приводят сторонники средневековой культуры, состоит в том, что в средневековой мысли также встречается интерес к человеку, хоть и исключительно в рамках религии, а также некоторое, хоть и весьма скромное, присутствие геометрии. Это очень странный аргумент, поскольку никто не ставит вопроса о том, знакомо ли средневековье с геометрией и есть ли у него интерес к человеку за пределами теологии. Различие между эпохами, между других вещей, фиксирует различие в отношении к человеку и к его положению в мире. Никто не может отрицать, что вопрос «что есть человек» является центральным в философии масонства, но мало кто отдает себе отчет о том, что в любую эпоху архитектура сакральных сооружений является маркером отношений между человеком и высшими идеями.

Современному человеку сложно представить, насколько значима была геометрия и архитектура для образованных людей Ренессанса и начала Нового Времени. Это можно сравнить с тем, какое место в нашей жизни занимает информатика (не только компьютерные науки, но само сравнение человеческого мозга с компьютером). Каждая эпоха располагает своей технологической метафорой, - кроме, возможно, Средневековья. Так, в греко-римский период вершиной искусства являлась риторика, как возможность придать форму и структуру человеческой мысли. Внутри нее надо различать сократический диалог, риторику софистов и риторику римского элленизма. Эти риторики отличаются от схоластической риторики, присущей средневековому унивеситету.

В подготовке к градусу мастера, - в частности, во втором градусе Шведского устава, - задано изучение риторики, и вряд ли я ошибусь, если скажу, что именно здесь располагается наиболее драматическая лакуна масонского образования. Если геометрия и архитектура хоть как-то участвуют в интерпретации символического алфавита, пусть и в кастрированном виде, то греко-римская риторика является слепым пятном, - между тем, что именно ее изучение могло бы компенсировать недостатки современного образования.

Курьезно, что можно встретить попытки практиковать риторику без изучения самой концепции формирования собственного сознания средствами языка. Об этом придется говорить в свое время, но тем, кому хотелось бы ускорить процесс, следовало бы начать с изучения греко-римской литературы.

Когда мы будем говорить об архитектуре, это различие – отношение к геометрии и к человеку - выйдет на передний план, сейчас же я хочу проиллюстровать различие между Готикой и Ренессансом таким важным для масонства символом, как человек Леонардо да Винчи. Более точное его название - витрувианский человек, и здесь следует сказать несколько слов о Витрувии.

Надо хорошо понимать, какое положение его архитектурные трактаты занимают среди базовых масонских символов. Мало кто знает, что огласовка, которой открываются и закрываются масонские работы, есть прямое следование витрувианской идее о том, чтобы сделать триаду firmitas, utilitas, venustas – Прочность, Польза, Красота мерилом совершенства конструкций. Со временем триада превратились в Силу, Мудрость, Красоту, но эта ритуальная огласовка по-прежнему остается ясной программой, при условии понимания ее генезиса.

Не правда ли, Сила, генетически связанная с Прочностью, то есть устойчивостью конструкции, выглядит не так, как мы привыкли воспринимать колону Геркулеса? Если весь масонский контекст говорит о строительстве человеком себя самого, подобно зданию, то прочность задет вполне конкретный параметр такому строительству. Для современного человека, потерявшего связь с возрожденческим каноном, напротив, Сила в ритуальной триаде остается абстрактным пожеланием, как бы мы не пытались расшифровать его символическое значение. То же самое происходит с Мудростью, которую можно понимать разными способами, не останавливаясь ни на одном. С расшифровкой генезиса колоны Юпитера мудрость приобретает активный, демиургический смысл пользы. Хотя об этом надо говорить отдельно и очень подробно, уже сейчас обращаю ваше внимание на центральное значение демиургического юпитеранского элемента ритуала во всей масонской парадигме. О том, что есть красота в этой формуле и как она генетически связана с пропорциональностью, я скажу чуть ниже.

Разумеется, готическая версия происхождения масонства превращает ясную витрувианскую программу в слабое пожелание. Надо понимать, что работа Витрувия занимала значимое место в каноне 15-18 веков, как и архитектура в целом. Напомню, значение архитектуры для образованного человека того периода сравнима с общим представлением о компьютерных науках для нашего современника.

Вернемся к витрувианскому человеку, широко известному по рисунку Леонардо. Нет сомнения, что он является одним из любимейших символов, как и положено рисунку гения. Однако в зодческих, которые пишут по этому символу, гораздо больше внимания уделяют кругу и квадрату, чем самому человеку. Нет беды, что ученики и подмастерья не знают, на что следует обратить взгляд, плохо, что их наставники не в состоянии выполнить свои функции, поскольку и сами они обучены недостаточно хорошо, - иногда же и вовсе необучены. Повторю еще раз свой тезис о том, что в современных условиях общего упадка образования само образование внутри масонства оказывается лотереей.

Итак, внимание в зодческих привлекают квадрат и круг, которые традиционно расшифровываются как алхимические символы земли и неба. Невозможно удержаться от соблазна провести параллель между кругом и циркулем и между квадратом и наугольником, и вот уже готова метафора о положении человека между небом и землей. Сама она, безусловно, верна и очевидна, но за ее броской эффектностью умаляется значение пропорциональности человеческой фигуры. Между тем, витрувианский человек берется как иллюстрация к идеальным пропорциям и более того, как оммаж к культу пропорциональности. Скажу иначе, - пропорциональность есть мерило красоты как для античности, так и для Возрождения, - прежде всего это отражается в архитектуре. Соблюдение пропорций есть ядро не только эстетического взгляда западной культуры, - за исключением готического периода, - но и этических размышлений. В масонстве такое понимание эстетики отражено культом равновесия и созразмерности.

Таким образом, витрувианский человек сначала отсылает масона к определенной архитектуре, и только затем к определенной философии, в которой мир соразмерен человеку. Сама эта соразмерность – для Витрувия и Леонардо понятие, прежде всего, геометрическое. Именно в нем заключен тот архитектурный принцип, который был потерян после гибели античного мира и востановлен Ренессансом . Одновременно эта соразмерность означает ту общую для поздней античности, для Ренессанса и для масонства идею, что человек не является ничтожной песчинкой на дне колодца вечности, но присутствует в этом мире как представитель высших сил. Для гностика при этом человек явлен в мир богом как любимое дитя и наместник на земле, для платоника же, - как представитель мирового разума.

Негативная идея о человеке и его ничтожности имеет своих сторонников, но она никак не сочетается с масонством и имеет совсем другие опоры.

Культ пропорций – не единственное отличие архитектурных концепций Готики и Возрождения. Если мы хотим понять философский базис масонства, весь список ценностей нашей институции должен быть исследован относительно архитектурных принципов, каждого в отдельности. Это, к сожалению, будет безнадежным занятием, пока не усвоено определенное представление о геометрии.

Никому не кажется странным, что современное масонство, сакрализируя геометрию, допускает невежество своих членов в отношении этой науки? Такой же странностью я бы назвала абсолютное, чистейшее невежество в отношении архитектуры. Непонимание того, что значат архитектурные принципы и как они связаны с человеческим сознанием - катастрофическая лакуна в современном масонстве. Это непонимание доходит до того, что можно услышать суждение о том, как птицы вюют гнезда, являясь, тем самым, архитекторами не хуже людей. Можно услышать и такой вопрос - разве в дикие времена люди не строили хижины? Чем же они отличаются от великих архитекторов и почему мы равняемся (или должны равняться) на одних и пренебрегаем другими?

Это нагромождение нелепостей, даже произнесенное на масонских работах, не находит ответа, поскольку даже те, кто чувствует ложность самих вопросов, не обладает знанием, чтобы ответить на них.

Ответ, однако, прост настолько, что любой может понять его, - правда, только в том случае, если обладает суммой знаний, на которых базируется масонский символизм. В свою очередь, эти знания составляют ядро западной культуры 17 века, или, понятые шире, западный канон.

Не так страшно, что ошибки интерпретации велики и многочисленны, как плохо то, что эти ошибки накапливаются со временем. Сегоднящняя ситуация незнания культурной атмосферы и идей, в которых создавалось масонство, могло бы компенсироваться работой над собственным знанием, но и эта возможность разбивается о варварский миф равноценности личных знаний.

Существует два разных способа получения знаний, плюс третий, фальшивый

- первый генетически вырастает из знания канона. Что такое западный канон и почему масонство определяется им, интуитивно понятно, но в наше время требует более глубокого обдумывания, чем раньше, когда любой человек впитывал канон вместе с образованием. На эту базу легко ложатся изменения, новшества и личные интерпретации, оставаясь естественным продуктом

- второй является, в некотором смысле, незаконнорожденным. У него нет генетической связи с традицией, а его присутствие связано с насилием, которое кто-то когда-то совершил над традицией, внеся в нее чуждый элемент знания из чужеродных систем

- третий, собственно, не является знанием, но лишь мнением. Мнения против знания – отдельная, очень больная тема. Я утверждаю, что масонство, среди прочего, поставлено сторожем для охраны знания от влияния мнений, и в главе о геометрии я постараюсь развить эту мысль.

Знание, безусловно, основано на передаче и приумножении. Таким образом, знание канона и передача его определяет жизнеспособность традиции. Уберите это знание, выньте его из обихода, и мы получим имитацию традиции. Цель этих записок состоит в том, чтобы очертить контуры канона, на котором базируется наша институция.

Станет ли для кого-то неожиданностью тезис о том, что источник этого знания лежит внутри европейского канона 17 века?

Понимание, что такое канон, это первое, что должен выработать в себе человек, ищущий понимания масонского символизма и масонской истории. Разумеется, на ученическом уровне, еще детском из-за того, что он основан больше на впечатлениях, чем на знании, работу над пониманием вести невозможно, но начиная с градуса мастера, когда уже закончена подготовка, понимание становится и путем, и целью, и опорой, подобно лестнице Иакова. Концепцию понимания внутри нашей традиции можно сравнить с китайской концепцией Дао. Хотя западная и восточные школы слишком различны, чтобы их можно было действительно сравнивать, есть пара принципиальных моментов, одинаковых для мистического Дао таоизма и понимания в масонства. Первое из них звучит так: понимание не является объектом, которым можно обладать, но процессом, или путем. Путь понимания, как и путь Дао, не имеет конца, но это не имеет значения, поскольку важно лишь непрерывное движение по нему.

Разумеется, в европейском контексте существует большая и разработанная система мысли, в которой обсуждается западная концепция понимания, однако современная реальность такова, что мы имеем больше представления о китайской философии, чем о том, что наследуем в собственной культуре. Это затрудняет масонскую работу, которая должна совершаться на хорошем знании западного канона.

Для любого, кто хочет исследовать историю масонства, следует задать вопрос, каков культурный фон эпохи создания Конституций. Очевидно, мы имеем дело с какими-то идеями, которые создатели масонства желали сохранить от разрушения, а не просто со следованием уже существующей традицией каменщиков. Обращаю еще раз ваше внимание, что об этом прямо говорится в Конституциях – «переписать заново метод, испорченный в темные века» и «геометрия, суженная до архитектуры».

Можно представить, какого рода возражения способен привести наш современник, - возражение будет связано с идеей о древности масонства и, соответственно, его символики. Оставим в стороне сам факт недостатка информации о подлинных корнях спекулятивного масонства. Мы не можем скзать с уверенностью, является ли андерсоновское масонство новым оформлением существующей традиции, регуляризацией ли ее, естественным ли продолжением и развитием или перенесением некий другой традиции на субстрат оперативного масонства. Хорошие профессиональные исследования принесли бы ясность в этой вопрос, но профессиональные историки и лингвисты не часто балуют нас своим вниманием.

По поводу исследований происхождения нашей институции, раз уж о них зашла речь, надо сказать следующее: профессиональные исследования, располагающие аппаратом и методами, недоступными для любителей, немыслимы вне взаимных проверок и уточняющих дискуссий. На любую эпоху находится тысячи и тысячи исследователей, которые поднимают документы, анализируют их достоверность методами лингвистики и, разумеется, спорят друг с другом. В каждой области существует генеральная линия и несколько побочных, которые меняются в зависимости от новых данных. Чтобы вы могли себе представить количество текстов, до сих пор не проанализированных, скажу, что огромная сумма информации поступает из частных писем и дневников. По разным оценкам, до девяносто процентов их до сих пор не обработаны, эта работа ждет своих эгтузиастов. С другой стороны, надо уверенно владеть знанием канонических текстов, - прежде всего диалогов Платона, чтобы увидеть в этих документах отсылки к ним.

Я не случайно упомянула Платона и сейчас объясню, почему.

На первой же странице Конституций 1723 года мы встречаем отсылку к его известнейший работе Тимей, где говорится "геометрия, суженная до архитектуры". Здесь начинается самое интересное.

Вряд ли у кого-то существует сомнение, что диалоги Платона являлись каноническим чтением для образованных людей между 16 веком и началом двадцатого. Тимей выделяется из остальных его текстов как наиболее известный начиная с 11 века. Впрочем, уже в 12 веке, с расцветом университетов, на философское небо восходит Аристотель, а Платон отодвигается в тень, но с началом Ренессанса Платона опять начинают активно читать, переводить и публиковать. Надо хорошо понимать, что здесь мы говорим о такой величине, с которой в западном каноне нельзя сравнить ни одного автора по силе и продолжительности влияния.

Все вместе это означает, что непрямая цитата из Платона на первой странице Конституций легко узнавалась образованным человеком той эпохи. Важнее, однако, не узнавние автора, но мысль, к которой отсылает цитата. Если передать ее кратко, то она звучит так: изучение геометрии подготавливает душу к пониманию тайн и, в конечном счете, к возможности увидеть мир по ту сторону завесы, каким видят его боги. Иными словами, только изучение геометрии гарантирует продвижение по лестнице трансценденции. Одновременно поощряются и все ремесла, связанные с геометрией, среди которых первое и почетнейшее место занимает архитектура.

Итак, мы опять возвращаемся к архитектуре и геометрии. Как бы мне не хотелось перейти к вещам более веселым, совершенно необходимо рассмотреть, с чем же мы имеем дело.
Subscribe

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments

  • Тело электрическое я пою

    Ребенок, - хотя какой он ребенок, двадцать два года парню, уже женат, так что дальше пусть будет Федя, - в целом меня радует здравомыслием и…

  • ***

    Пост стерт по соображениям безопасности; я бы даже сказала - для предупреждения сглаза, но поздно, уже сглажено. Только и успела написать, как…

  • Похвальное псто в целях рекламы и пропаганды

    Примечательный пост опубликовал сегодня коллега seashellfreedom: здесь. Он (пост, не коллега) вполне мог бы стать введением в большую…