miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

Все глушит крик Великой Мыши

PS В титуле этого поста упоминается не та мышь, что в предыдущем; в предыдущем отсылка к рассказу Стейнбека о простодушном шизофренике, который так любил маленьких животных, шелковистых и мягких, что тискал их и гладил, пока они не того (кстати, прекрасный рассказ, просто жемчужина, медовая шакербура с кардамоном, а не рассказ, не пропустите).
В этом, разумеется, пелевинская Великая Мышь, хотя нас интересует не так она сама, как ее крик. Позволю себе напомнить цитату целиком, в интернетах она фигурирует как цитата номер 6485641:
"многие люди почти понимают происходящее – догадываются обо всем, но не успевают об этом задуматься. Все глушит крик Великой Мыши, и у человека остается смутное воспоминание, что в голову приходила очень важная мысль, но сразу забылась, и теперь ее уже не вернуть…"

Есть ли тут прямая связь с тем, о чем собираюсь сейчас написать, не спрашивайте, я только смутно об этом догадываюсь. Насчет проклятия из предыдущего текста, поспрашивала маму подробности, нашлось кое-что интересное.

Сначала сюжет а ля натюрель, потом озвучу, что думаю,потом кто-нибудь мне да скажет, какое из предположений вероятнее:

В столовой, она же гостинная, в доме маминой подруги А. висел портрет, сделанный по фотографии, - молодая девушка с перьями цапли в прическе, в длинном жемчужном ожерелье (у меня есть такое же, любимая подруга подарила), в белом кисейном платьице, с короткой стрижкой и с подведенными глазами,- азербайджанский вариант Мэри Пикфорд или любой из тогдашних звезд.

Вот тут надо остановиться. Сейчас в том, чтобы скопировать одну из нынешних, нет ни особой доблести, ни особых сложностей, но чтобы представить себе, что означало в начале века остричь косы, отошлю к рассказу Фитцжеральда "Волосы Вероники". (Исключительно душеспасательная вещь для юных дев, можно найти несколько советов из лучших о том, как привлечь воздыхателей. Для сетевого общения не пойдет, правда, а так-то советы на все времена, и вообще одна из лучших вещей у С.Ф.) Среди прочих событий, героиня обсуждает в компании, не обрезать ли ей волосы, прекрасно зная, что никогда на это не осмелится. Бравада, понимаете ли, пикантные разговоры о возможности примкнуть к "этим новым женщинам" и "как в Париже", разговоры ради разговоров и ради их шокирующего эффекта.

То есть то, что для общества, скажем, Детройта десятых годов было скандальным либертианством, наивные бакинцы принимали за правила из большого мира.

Это стремление к прогрессу и новой жизни естественно, когда старая поперек горла, но есть особый сорт людей, как бы объяснить...
Помните тот эксперимент с крысами (что-то меня заело), в котором рассматривается их сообщество, живущее вокруг кормушек и поилок, но окруженное системой туннелей и выходов на следующую площадку? Большинство собирается вокруг кормушек, подход к которым контролируют предводители, но какой-то процент устремляется в туннели за приключениями. Пока все хорошо, эти авантюристы не слишком любимы в социуме, но когда кормушки перестают наполняться, именно эти любопытные до всего нового крысы уводят племя в новые благодатные земли.
Обозначим противопоставление тех, кто не любит авантюристов и тех, кто осваивает фронтир, как прогрессистов и консерваторов, и мир заиграет новыми красками. С этой позиции портрет девушки начала века, стилизованной под американскую киноактрису, говорит о семье очень много, практически все.

Стремление к большому миру было настолько выражено, что девочки меняли имена на русские, а детям давали имена интернациональные или тоже русские...да что там, все тетки имели высшее образование и успешно работали. Одна была архитектором, другая физиком, третья юристом, четвертая историком; о мужчинах и говорить нечего, никто и не думал идти в торговлю или на административные должности; сплошной порыв духа и взращивание интеллекта. Впрочем, именно образование девочек в ту эпоху говорит о движении наружу, меняющем весь расклад.
К этому вернусь ниже, а пока о девушке с портрета. Вчера мама рассказала историю, которой я раньше не знала, о любви и смерти, вот слушайте. Была она старшей дочерью в семье, звали ее, предположим, Джамиля. Вышла замуж по безумной любви за человека из торговой семьи; Джамилина семья сказала фуфуфу, надо заниматься созидательным трудом, а не коммерцией, и пристроила его работать на стройку. Неважно, кем, не рабочим, наверное, но не суть, уточняю только чтобы не сбить весь образ истории.
Строили тогда здание ЗАГСа, красивый дом в неоклассицистском стиле, в нем расписывались мои родители и там же выдали метрику рождения, с которой я живу до сих пор. Ну и что вы себе думаете? мужа на этой стройке придавило бревном (не знаю, чем, ну пусть будет бревном) и он за несколько дней умер.
Что же делает овдовевшая юная влюбленная Джамиля? В их спальной вместо занавесок висели тонкие шелковые ковры (не спрашивайте, я сама не поняла, что это), так что Джамиля снимает их и начинает резать. Нарезала лент, сплела их в канат и повесилась. Может, она была не совсем в себе, может, ее напоили ланданиумом, чтобы успокоить, но скорее похоже на осознанное решение.
Само по себе для нас это достаточно необычно, хотя кто в молодости из-за несчастливой любви не мечтал о смерти? История же не столько о любви, сколько о решительности; вот что меня поражает, вся эта логистика и способность довести дело до конца. Чур нас всех.

С другой стороны, вот, скажем, моя прабабка...вышла замуж тоже по большой любви, сохранилась записочка прадеда к ней в духе писем Джойса Норе: "Целую ваше платье и ваши туфельки. Вы были плохой девочкой и я должен буду Вас наказать", - и это когда у них было уже двое детей; "вы плохо себя вели" - о ее новой измене, которые ей не возбранялись, такая игра в духе Серебрянного Века. Прадед, если что, из семьи ссыльных поляков, - образование детям дали всем, даже девочкам, но дальше он все сам. Хорошо, что его пригласили инженером на разработки нефти в Азербайджане, которые как раз тогда начал Нобель, - не легкомысленный прожигатель жизни, хочу сказать; тем не менее вот такая, совсем неизвестная нам реальность дореволюционных окраин Империи.
За долгую жизнь страсти, конечно, остыли, отношения были довольно сложные, но когда прадед умер, прабабка, вернувшись с похорон и только зайдя в дом, упала с инсультом и уже никогда не пришла в сознание.
Что, люди иначе относились к супружеству? Или меньше ценили жизнь? Совсем ведь другая реальность.

Вернусь к Джамиле и канату из шелковых ковров. На свадьбу ей подарили драгоценности, как это водится там, - много драгоценностей, мама говорит, что ее подруга А. в детстве играла ими (опять же, так было принято, девочек растили не столько с игрушками, сколько давая поиграть украшениями). После ее смерти оказалось, что коробка, в которой они хранились - железная банка из-под чая - стояла на виду в спальне, причем Джамиля сняла с себя все до последнего колечка и сложила туда перед смертью. Коробку эту забрали и сказали, что это останется для детей, которых еще и не было ни у кого, сестра-то старшая - и вот вроде бы в этот момент и наложилось проклятие.
Чем дальше от метрополий и культурных центров, тем гуще народная магия и активнее вера в нее. Хочется осудить ее вслед за Платоном, дикость это все и суеверия, но...всегда остается это но.


Я, однако, думаю вот что.
Прогрессивные семьи, живущие на фронтире, довольно быстро оскудевают, от множества народу остается один-два человека. Слишком большое напряжение, слишком мало спокойной счастливой жизни у детей, слишком все зыбко и изменчиво. Такая цена прогресса, по крайней мере, в наше время и в Советском Союзе. Непонятно, кстати, как с этим в других местах, надо бы расспросить людей. Сейчас вот думаю о каталонских семьях, истории которых знаю, - а знаю не так уж и много, - и соображаю, что та же история, от толпы народу остается один или два человека, да и те за границей.
Может ли быть, что семью выкосило это устремление наружу из гомеостаза? И не ее ведь одну, таких полно вокруг; кажется, одни только евреи научились как-то совмещать, но у них время, чтобы научиться, было, а гомеостаза таки не очень.
Хм, однако!


На сладкое.
В семье, о которой речь, был еще любопытный случай. Один из дядек, доцент и юрист, долго не женился, - вроде бы по той же причине, из-за запрета на деторождение, - а когда решился, оказался завидным женихом. С одной стороны, уже состоявшийся человек с положением, с другой - не искал молодую девочку, был согласен на старую деву. Можно себе представить ажиотаж в благородных семействах и среди девушек, уже и не надеявшихся на новый сюжет в жизни. Просватали ему кого-то, как там принято, начали готовиться к свадьбе, и тут! Слушайте, какая рождественская история.
В семье той невесты имелась старшая сестра, от другой матери. Сирота, на которой лежала вся домашняя работа, как в сказке. Злые сводные сестры звали ее, правда, не Золушка, а Мадам Черножоп, что, конечно же, еще хуже. Ну и вот дядька, такое у него было чувство юмора и справедливости, женился в результате не на злой сестре, а на этой ханум. Говорил потом, что ни разу не пожалел, потому что редкая женщина так заботалась о своем муже, как Мадам.

Злые сестры и мачеха, конечно, прокляли всех, просто не могли не проклясть, было бы странно, но это уже не важно, а историю рассказываю просто за компанию, не бросать же такую прелесть. Мадам Черножоп! Прозвище в азербайджанской семье, можно себе представить? Внезапное избавление от горькой участи, а вся навалившаяся работа по подготовке к свадьбе для сводной сестры, все это начищенное серебро, все подшитое постельное белье для приданного, вся эта долгая суета чужой красивой жизни оказываются для собственной радости и счастья! Ну не прелесть ли.


(Пардон за такой длиный пост, что-то меня понесло. Больше не буду, да и времени лишнего нет. Ну разве еще немного, самую малость).
Subscribe

  • Кто со мной записывается в муму?

    Из гениального, без шуток, Евгения Шестакова (кто писал тексты для Жванецкого (нет) и Хазанова, а теперь его литдыбры можно читать напрямую):…

  • Рассказец

    Очень хороший небольшой текст сегодня у Березина https://berezin.livejournal.com/2076314.html О нашей истории и власти Ктулху - "Не прошлых чинов и…

  • Прачечная 1

    (Все подробности в прикрепленной записи, дописала там кое-что. Пусть идет пока под тегом прачечная, по аналогии с пирожковой, будет такой оммаж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Кто со мной записывается в муму?

    Из гениального, без шуток, Евгения Шестакова (кто писал тексты для Жванецкого (нет) и Хазанова, а теперь его литдыбры можно читать напрямую):…

  • Рассказец

    Очень хороший небольшой текст сегодня у Березина https://berezin.livejournal.com/2076314.html О нашей истории и власти Ктулху - "Не прошлых чинов и…

  • Прачечная 1

    (Все подробности в прикрепленной записи, дописала там кое-что. Пусть идет пока под тегом прачечная, по аналогии с пирожковой, будет такой оммаж…