miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

Categories:

Химические изменения от душеподъемного чтения

Вроде бы меня слегка попустило и могу написать о западном каноне, не коллапсируя от избытка эндорфинов.
Меня давно завораживает сама идея ЗК, но только сейчас, когда две недели назад дошла до наброска к лекции о его фундаментальном значении для того-то и тех-то, вштырило по максимуму. Две недели засыпаю и просыпаюсь в золотом мареве, как пчела в меду, произношу про себя "скажи пароль" "западный канон" и наслаждаюсь тем, как от макушки до пяток прокатывается эндорфиновая волна. Слишком много удовольствия так или иначе связано с ЗК, и чем больше размышляешь об его природе, тем больше вспоминаешь моментов этого сильнейшего наслаждения, сравнимого с сексуальным. Последние годы проходят под знаком Гомера и Вергилия; какие-то образы из них, несколько строк, дюжина или две сцен непрерывно присутствуют на краю сознания; такое бывает, когда счастливо и безопасно влюбена, но во втором случае это присутствие счастья ослабевает со временем, хоть и может смениться на чувство более обширное, хоть и менее острое; в поэтической же очарованности оно не притупляется никогда, но вытесняется в какой-то момент другими впечатлениями. Первое воспоминание такого рода связано с Фолкнером; я училась в десятом классе и возвращалась в тот день от репетитора по математике (еще надеялась поступить на крошечную кафедру астрономии в МГУ; не удалось). Я так хорошо помню, как сидела в троллейбусе у окна, читая фолкнеровский "Свет в августе", и то ошеломительное чувство, когда химическая ли, электрическая ли реакция внезапно подхватывает и бросает в измерение предельного наслаждения. Строго говоря, я уже была знакома с такой ситуацией, но до того момента это происходило только с поэзией, - особенно отчетливо помню, как упивалась старой китайской, - и, надо сказать, только проза таких высоких поэтических качеств, такого музыкальной сокрушительной силы каждый раз производит впечатление мгновенной смерти и воскрешения, чего никогда не случалось с поэзией ни с музыкой, как бы сильно я их не любила.

О таких химических реакциях организма надо отдельно.
Затрудняюсь в определении того способа жизни, в котором эмоциональные колебания пролегают между отметками "хорошо" и "божественно" за счет яркого восприятия реальности; чем выше яркость, чем больше света и меньше теней, тем острее удовльствие. Можно подумать, что сюда подошло бы эпикурийство, но нет, не оно; само по себе эпикурийство, хоть и подготовило почву, но еще не равно тому острому и яркому пантеизму, тому сладостному наблюдению множественности живого мира, который до конца проявляется лишь в неоплатонизме. Сумрачное состояние души, при котором мир блекнет, воспринимается как боль,следом за которой идет смертная тоска - возможно, потому что изначально, в детстве, потеря яркости связана с физической болью и болезнью, так что образуется импритинг особого рода, замыкающий любое угасание восприятия на выплеск кортизола, тянущую боль в том нервном узле, что расположен в солнечном сплетении.
В этом отношении следует вспомнить Эпикура, учившего, что полное блаженство основано на апонии - отсутствия телесной боли, - и на атараксии, - безтревожности. То есть в отсутствие раздражителя, замутняющего восприятие, человек достигает своего ἡδονή. За счет чего же достигается радость и умиротворение? Кажется, здесь можно найти корни той концепции самоосознающего созерцания, которая сначала стала признаком позднеантичного неоплатонизма, потом живописи Ренессанса, в последние же десятилетия - кредо цифровых фотографов.

Но к делу. Созерцание как источник счастья - лучше говорить о наполненности, но где наполненность, там и блаженство, одновременно с "созиданием от избытка мощи" (прямая цитата из Плотина) - разумеется, отличительная черта античной цивилизации; северное Средиземноморье вообще очень к этому располагает. И конечно, это совсем не то, что медитация, поскольку переживается не отделение от своего я, но, прямо напротив, его полное воплощение внутри этого созерцания.

Западный Канон можно определять по-разному, у Блума в него входит много американских писателей, у нас бы вошло несколько русских (геополитическая принадлежность русской культуры 19 века вряд ли вызывает сомнения, это классическая западная культура, с ее свойством приумножаться от национальных вливаний).
Для меня, разумеется, наиболее важной кажется та часть ЗК, что сложилась до середины семнадцатого века, то есть от Гомера до конца самого позднего Возрождения. Ну может быть плюс-минус, скорее минус, чем плюс.
Эта часть является базовой для западной культуры, определяя ее эстетическую основу; далее, через эстетику, явную или скрытую, в зависимости от времени, философию западной цивилизации и уже оттуда - деятельность. Если в двух словах, то речь идет об эстетике естественной гармоничной пропорции, - человек Леонардо, канон Витрувия, взятый из канонов Лиссипа и Поликтета, вот это вот все. Это совсем не сложно продемонстрировать вместе с огромными, полновесными следствиями, отличающими западную цивилизацию от всех других.
Или уже следует говорить в прошлом времени, "отличавшими"? Оставим пока что.

Так вот насчет продемонстрировать. У меня есть посылочка, но я вам ее не отдам. То есть прямо сейчас зовут ужинать, артишоки и мясо на углях, традиционный ужин всей Каталонии, хоть крестьянина, хоть капиталиста, хоть гопника, хоть музейного работника. Прочувствуйте, какая уравниловка и неприхотливость.
I'll be back.
Subscribe

  • Венок сонетов

    Вот, кстати, о христианстве, вернее, о христианах. Есть вопрос ...хотя нет, сначала сформулирую тезис. Помните последовательность…

  • А вот, к слову, о зомби

    Случилось мне посмотреть еще один фильм (за последние годы нового вряд ли наберется с десяток, хотя кое-что из старого регулярно пересматриваю),…

  • Квантовая запутанность комара

    Примером квантовой запутанности приводят этот трюк с новой парой носков, когда один, надетый на левую ногу и ставший левым носком, автоматически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments