miya_mu (miya_mu) wrote,
miya_mu
miya_mu

О свободе воли в выборе психических отклонений

Короче, дело не в грибах и прочих лианах. Сама глупость подумала, сама озвучила, сама увидела, что так было бы слишком просто.
Зато коллективный разум позволил сформулировать то, что всякий думает, но стесняется сказать, - а именно, что у разных этносов и в разные периоды получает хождение какое-то специфическое психическое отклонение. Ну, то, что здоровый, веселый человек не будет из себя жилы тянуть, чтобы выйти за собственные пределы, так что вся трансценденция совершается носителями каких-то экспериментов природы над разумом, как бы общее место. Интереснее здесь вопрос свободы воли, то есть насколько человек способен выбирать, какому отклонению в психике давать приоритет и насколько реально заполировать негативную сторону отклонений, чтобы получить пользу и удовольствие.
При условии, что такие отклонения понимаются не как болезнь, то есть априорное зло, а как маркер своеобразия личности.
Объясню подробнее.
Поскольку я сейчас работаю с поворотом флорентийского кватроченто, то есть конкретно с кружком Фичино, передо мной непрерывно маячит противостояние платоников и аристотелианцев. При этом совершенно невозможно ограничиться этим противостоянием только в тот период, буквально вся западная мысль оказывается им пронизана.
В этом, конечно, нет ничего нового, об этом написано тысячи километров, - хотя, если подумать, то странно, что это разделение так ясно проявлено именно в западной культуре и совсем не заметно в других регионах.
Ну да ладно, не буду отвлекаться, вернемся к паталогиям и их связи с этой антитезой.
Если говорить о неоплатониках, от Плотина и до Фичино все демонстрируют мистический опыт наблюдения света как некий постоянный фон. Разумеется, такой опыт ощущается как наилучшее, что вообще может произойти с человеком, и Фичино даже пишет работу, в которой атеизм связывает с депрессией (разлитием черной желчи). Надо понимать, что атеизм у Фичино - это не тот атеизм, что проповедовался в лекториях клуба Знание, а именно отпадение от света, то есть невозможность его прямого созерцания.
Я, конечно, обобщаю, в статью такое не напишешь, то есть напишешь, но сначала надо долго и нудно собирать неочевидные цитаты и делать реверансы с прискоком. А это как раз аристотелизм, о каковом пародоксе тоже писали люди поумнее меня.
И вот ведь что интересно. Нашла я у Пьера Адо, а это хороший историк философии с собственным мнением, предположение, что у Плотина была эпилепсия. Русский человек в этом месте тут же вспоминает Достоевского с его эпилеписей и описанием света, ее сопровождающего.
Кроме известной тяжелой формы, однако, существует так называямая малая эпилепсия, petit mal, (почему меняется шрифт, когда перевожу регистр, не знаю, это клякса нечаянно). В петит мал можно и не отдавать себе отчета в том, что мозг входит в фазу на долю секунды, и не замечать свет, сопровождающий такой феномен, но мозг его, надо думать, регистрирует.
Это могло бы объяснить, почему видение света, которое, между прочим, постепенно накапливается, для неоплатоника является не столько мистическим опытом, сколько наблюдаемым фактом.
С другой стороны, средневековый аристотелианец обладает всеми признаками легкого аутизма, включая любовь к систематизации, определенный аскетизм и пониженную эмпатию.
То есть я не настаиваю, что диагноз именно такой, но лучшего объяснения пока что не вижу.
Так вот, о свободе воли. Уже из собственного опыта знаю, что люди иногда переходят из одного состояния в другое, а иногда, наоборот, тормозятся в одном.
Говорю, на самом-то деле, о масонстве. Масонство целиком базируется на неоплатонизме, хотя об этом еще никто вроде бы не писал. Приходят туда, между тем, люди и такие, и сякие, а часто и вовсе никакие, если говорить о принадлежности к платоникам или аристотелианцам. Системы символов и ритуалы на разных людей воздействуют с разной интенсивностью, но так или иначе воздействуют, неоплатонической онтологией в основном проникаются быстро, а потом по-разному. Видела в системе всего лишь двоих-троих аристотелианцев, вокруг них всегда атмосфера скандала и легкого недопонимания. Во французском пасонстве, которое топит за права человека, впрочем, различие сглажено, а онтология в головах у людей не всегда созревает до восковой спелости, хотя символика та же.
Дальше забыла, что сказать хотела. Или просто заклинило, очень для меня горячий вопрос. Надо подождать, пока он окончательно у меня вербализуется.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments